Чкаловская лестницаЧкаловская лестница — лестница в Нижнем Новгороде, соединяющая Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные. Построена по проекту архитекторов Александра Яковлева, Льва Руднева и Владимира Мунца. Является самой длинной лестницей в России. Лестница начинается от смотровой площадки у памятника Чкалову (отсюда и возникло её второе стихийное название), рядом с Георгиевской башней кремля. Построена в виде восьмёрки и состоит из 560 ступеней, если считать обе стороны «восьмёрки». Количество ступеней от низа до верха составляет 442 по правой стороне. В местах пересечений боковых спусков имеются смотровые площадки, всего их две. Лестница также ведёт к памятнику — катеру «Герой», который находится у самой Волги. Во времена Российской империи и до середины 40-х годов XX века территория на месте Чкаловской лестницы называлась Волжским откосом. Откос был одним из самых популярных мест среди нижегородцев и гостей города. На его вершине, где сейчас находится памятник Валерию Чкалову, располагался полукруглый выступ, с которого открывался вид на Борскую пойму. Соединялся он с Благовещенской площадью (позже Советской, ныне — Минина и Пожарского). От него же начиналась Георгиевская набережная.



Первые идеи по сооружению лестницы на Волжском откосе в 1939 году высказал председатель Горьковского горисполкома Александр Шульпин. Строительство лестницы тогда представлялось очень эффектным. Она должна была связать центр города с Волгой и превзойти Потёмкинскую лестницу в Одессе. Но воплощению проекта помешала вскоре начавшаяся война.
Воплощение замыслов председателя Горсиполкома было отложено до 1943 года. В этом году Горький начал активно восстанавливаться после длительных немецких бомбардировок, и Шульпин вновь стал продвигать свою идею. В том же году он отправился в командировку в Москву и представил там проект ленинградских архитекторов А. А. Яковлева, Л. В. Руднева и В. О. Мунца. По первоначальному замыслу лестница должна была уходить вниз от гостиницы «Россия» (другое название которой — «Волжский откос»), но Александр Шульпин своим решением перенёс лестницу к памятнику своему другу, Валерию Чкалову, что неоправданно приблизило её к средневековому кремлю. Когда согласование было получено, Москва выделила деньги на строительство грандиозного объекта в честь победы в Сталинградской битве. Саму лестницу также планировалось назвать Сталинградской. В том же году был заложен её первый камень. К строительству привлекли местное население и большое число пленных немцев. Лестница была торжественно открыта в 1949 году. На её строительство председатель горисполкома затратил около 7 миллионов рублей и впоследствии был арестован за растрату народных средств по Ленинградскому делу. После смерти Сталина был реабилитирован.
Лестница является одной из самых узнаваемых достопримечательностей города. На Чкаловской лестнице устраивают спортивные соревнования, чаще всего в виде забегов.
В 1985 году у её подножия был поднят на постамент катер Волжской военной флотилии «Герой». Катер оказался популярным у молодожёнов, и до 2008 года его валы, гребные винты и другие части постоянно увешивались цветными лентами. Чтобы как-то это пресечь, рядом были установлены металлические конструкции.
Последняя реставрация лестницы проводилась в 2012—2013 годах.

Информация

  • Страна: Россия
  • Город: Нижний Новгород
  • Архитектурный стиль: сталинский ампир
  • Автор проекта: Яковлев А. А., Руднев Л. В., Мунц В. О.
  • Строитель: Немецкие военнопленные во главе с Пшеником
  • Строительство: 1943—1949 годы
  • Статус: Действует
  • Состояние: Хорошее