Собор Василия БлаженногоСобор Василия Блаженного — православный храм на Красной площади в Москве, широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века собор иногда назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице. Был также известен как Иерусалимский, что связано как с посвящением одного из его приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора Кремля с шествием на осляти патриарха. В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы и России. К собору в 1931 году передвинули бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который стоит на Красной площади с 1818 года.



История

Собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии, Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
Согласно легенде, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в XIX веке писатель Н. А. Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) — святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».
В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.
В конце XVI века появились фигурные главы собора — взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара.
Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами. Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
Как указывал П. В. Хавский, в книге 1722 года в храме значилось 18 церквей (престолов): Живоначальной Троицы, Входа в Иерусалим, Параскевы-Пятницы, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Киприана и Иустинии, Григория Армянского, Ризположения Богородицы (с мощами Иоанна Блаженного), Василия Великого, Девы Феодосии, Александра Свирского, Сергия Радонежского, Марии Египетской, Богоявления, Всех Святых и Трёх Патриархов.
В 1817 году архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду (вначале вдоль Москворецкой улицы; в 1834 году, после прокладки Масляного переулка — с южной стороны храма).
В 1880 году храм приобрёл усадьбу на Пятницкой улице. Вплоть до 1918 года там жил настоятель храма отец Иоанн (Восторгов). После революции 1917 года он был расстрелян, в 2000 году причислен к лику святых Русской православной церкви.
Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI века в нём проводились ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории храма, подобные работы неизбежно изменяли его облик в соответствии с эстетическими идеалами каждого века.
В документах собора за 1737 год впервые упоминается имя архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора после Троицкого пожара 1737 года. Следующие комплексные ремонтные работы были осуществлены в соборе по повелению Екатерины II в 1784—1786 годах. Руководил реставрацией архитектор Иван Яковлев. В результате его реставрации были отломаны 8 главок у основания шатра, которые архитектор счёл поздним добавлением. С 1900-х по 1912 год реставрацию храма осуществил архитектор С. У. Соловьёв. В 1920-е годы ремонтно-реставрационные работы в храме проводили архитекторы Н. С. Курдюков и А. А. Желябужский.
В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем музея стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала крыша, были выбиты стёкла, зимой даже внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку поддерживал порядок в соборе.
В 1923 году было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник Государственного исторического музея Е. И. Силин. 21 мая 1923 года музей открыли для посетителей. Началось активное комплектование фондов.
В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на постоянные реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти столетие, музей всегда открыт для посетителей. Он закрывался только один раз — во время Великой Отечественной войны. В 1929 году в храме были запрещены богослужения и были сняты колокола. Согласно свидетельствам реставратора П. Д. Барановского, в середине 1930-х годов храму угрожал снос, однако он избежал разрушения. Сразу же после войны приступили к систематическим работам по восстановлению собора и 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся.
С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Светлой Седмицы (Пасхи) священниками Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе.

Информация

  • Страна: Россия
  • Город: Москва, Красная площадь
  • Конфессия: православие
  • Епархия: Московская
  • Первое упоминание: 1554