Казанский собор в Санкт-ПетербургеКазанский собор был построен по проекту А.Воронихина для иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона являлась святыней дома Романовых, ее привез на берега Невы еще Петр I. В 1730-е годы была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, по проекту М.Г.Земцова, которая находилась примерно на месте нынешнего Казанского собора. В конце XVIII века церковь вместе с соседними зданиями была снесена, в результате чего образовалась свободная площадь. В центре ее 27 августа 1801 года состоялась торжественная закладка нового собора. Постройка длилась 10 лет, храм был освещен 15 сентября 1811 года. Главная святыня храма-чудотворная икона Казанской Божьей Матери, явившаяся в Казани в конце XVI века. В 1612-1613 годах, в период борьбы с польскими и шведскими интервентами, икона сопровождала Народное Ополчение князя Д.Пожарского. Затем она находилась в Москве, в Теремном Казанском соборе. В 1710 году, по повелению Петра I, в Петербург было доставлено старинное повторение (список) с чудотворного образа.



По воле императора Павла I А.Воронихин при строительстве Казанского собора в качестве архитектурного прототипа использовал собор Св. Петра в Риме, но о знаменитом прообразе напоминает лишь мотив полукруглой колоннады перед зданием собора, в остальном Воронихин создал самостоятельное архитектурное сооружение, гармонично вошедшее в застройку Невского проспекта.
Полукруглая колоннада, украсившая северный фасад храма, обращенный в сторону проспекта, очерчивает небольшую площадь. Колоннаду образуют 95 колонн, а справа и слева она завершается монументальными порталами. У колоннады есть и особое назначение, она закрывает основное тело храма.
По православным канонам собор ориентирован с Запада на Восток, но такое, же направление имеет Невский проспект, таким образом, главный вход в Казанский собор находится не со стороны проспекта, а со стороны Казанской улицы.
Полукружие колоннады отмечено в центре парадным портиком, у зрителя создается впечатление, что главный вход в храм именно здесь. Проект А.Воронихина предусматривал создание подобной колоннады и со стороны южного фасада, но эта идея не была реализована.
В плане собор имеет форму латинского креста, над средокрестием возносится грандиозный купол на высоком барабане.
Наружные колонны, капители, антаблемент, барельефы и облицовка выполнены из пудостского камня. Этот мягкий известняк желтоватого оттенка добывали вблизи Петербурга.
Во внешнем украшении собора огромное значение отведено скульптуре. Над боковыми проездами (на аттиках порталов), помещены барельефы: с восточной стороны-И.П. Мартоса «Источение воды Моисеем в пустыне», а с западной И.П.Прокофьева «Воздвижение медного змия». Над алтарной апсидой барельеф Ж.-Д.Рашетта «Вход Господень в Иерусалим».
Монументальные двери северного входа (со стороны Невского пр.) являются бронзовой копией «Райских врат» Флорентийского Баптистерия, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти.
В нишах по сторонам дверей стоят бронзовые фигуры Святых Иоанна Крестителя (скульптор И.П. Мартос), Андрея Первозванного (скульптор И.П.Прокофьев), Владимир Равноапостольный и Александр Невский (скульптор С.С.Пименов).
В северном портике размещены барельефы «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет»-работы скульптора Ф.Г.Гордеева.
Особой торжественностью и богатством отличался интерьер храма. Иконостас первоначально сооружался по рисунку А.Воронихина.
В 1836 году его заменил новый, вычеканенный по проекту архитектора К.А.Тона из серебра, отбитого донскими казаками у французов в 1812 году.Большая часть икон иконостаса была написана лучшими художниками первой половины XIX века: В.Л. Боровиковским, О.А.Кипренским, Г.И.Угрюмовым, В.К.Шебуевым,К.П.Брюлловым, П.В.Басина, Ф.А.Бруни.
Казанский собор был освещен в 1811 году, а спустя год из стен храма, отслужив торжественный молебен, войска отправлялись на Отечественную войну.
Из этих стен отправился командовать войсками М.И. Кутузов, в 1813 году тело великого полководца было погребено под сводами Казанского собора в склепе, устроенном в северном пределе храма.
Собор стал местом хранения многочисленных трофеев Отечественной войны-знамен штандартов, ключей от захваченных крепостей и городов.
Мемориальный характер храма был подчеркнут в 1837 году, когда перед боковыми порталами на площади установили памятники М.И.Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли, отлитых по моделям скульптора Б.И.Орловского.
В 1929 году Казанский собор был закрыт, а спустя три года в здании разместился Музей истории религии и атеизма. Находившиеся прежде в храме иконы, частично были переданы Государственному Русскому музею.
Икона Казанской Божьей Матери, главная святыня храма была перенесена в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. Интерьер был разграблен и серьезно пострадал в результате переделок.
В конце XX века Казанский собор вернули Епархии, а так же храму вернули статус, сегодня это главный Кафедральный собор Санкт–Петербурга. В начале XXI века на свое место вернулась икона Казанской Божьей Матери.
Особую художественную ценность представляет чугунная ограда Казанского собора, со стороны Казанской улицы. Она была создана так же по проекту А.Воронихина.

Информация

  • Страна: Россия
  • Город: Санкт-Петербург, Казанская площадь
  • Конфессия: Православие
  • Епархия: Санкт-Петербургская
  • Тип здания: Собор
  • Архитектурный стиль: ампир, классицизм
  • Архитектор: Андрей Никифорович Воронихин
  • Строительство: 1801—1811 годы
  • Дата упразднения: 1932 год