Крейсер Аврора в Санкт-ПетербургеЗнаменитый бронепалубный крейсер «Аврора» был спущен на воду в мае 1900 года и введен в эксплуатацию три года спустя. Назвали его в честь одноименного парусного фрегата, прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны, в 1854 году. Крейсер «Аврора» был вооружен 42 пушками четырех различных калибров, тремя торпедными аппаратами. Полное водоизмещение его - 7130 тонн, а толщина брони - от 63,5 мм на палубе до 152 мм - на рубке. Идти он мог со скоростью 19,2 узла, а максимальная дальность его составляла 4000 морских миль. Экипаж крейсера насчитывал 570 человек, в том числе 20 офицеров. Длина крейсера составляет 126,8 метров, ширина - 16,8 метров, а глубина осадки - 6,4 метров.



Создание крейсеров типа «Диана, к которому и принадлежит «Аврора» был обусловлен осложнившейся в конце позапрошлого века международной обстановкой, которая сперва заключалась в урегулированном, впоследствии, конфликтом с Британской империй, а затем - в увеличивающейся «германской угрозой» в Балтийском регионе. Корабли начали строиться на Балтийском заводе, на основе проекта крейсера водоизмещением в 6000 тонн, прототипом которого послужил новейший на то время английский крейсер «Тэлбот». Постройка одной лишь «Авроры» обошлась примерно в 6,4 млн. рублей.
В 1902-03 годах «Аврора» прошла испытания, после чего, летом 1903 года, была принята в состав Российского императорского флота. 10 июля у крейсера состоялся контрольный выход. В том же году «Аврора» была принята в отряд кораблей, которые отправлялись на службу в Порт-Артур. Затем он с некоторыми из этих кораблей стал частью Второй Тихоокеанской эскадры. В 1904 году, после того, как крейсер принял участие в учениях в Кронштадте, его посетил Николай II, поблагодарив экипаж и произнеся напутственные слова. В мае 1905 года «Аврора» приняла активное участие в Цусимском сражении, в ходе которого была значительно разрушена. Свыше 80 человек ее экипажа погибли или получили ранения. В марте следующего года крейсер вернулся в Россию, перейдя в вооруженный резерв. В Петербурге, на Франко-русском заводе, его начали ремонтировать.
До Первой мировой войны «Аврора» совершила несколько плаваний, в том числе и заграничных. 17 июля 1914 года морские силы Балтийского моря были приведены в полную боевую готовность. «Аврора» прибыла в Ревель, затем, в конце года, проведя крейсерство в акватории Ботнического залива. В 1915 году на корабле было изменено вооружение. В сентябре 1916 года на крейсере начался капитальный ремонт.
С началом Февральской революции на борту корабля были размещены арестованные агитаторы. Когда пошли слухи, что крейсер собираются использовать, как плавучую тюрьму, во избежание недовольства среди экипажа, арестованных убрали с «Авроры». Затем на корабле прошло восстание матросов, которые оставили службу на крейсере и свергли офицеров.
После этого на «Авроре» был избран судовой комитет, который был призван осуществлять выполнение демократических прав матросов. Часть комитета вскоре составили большевики. Они почти каждый день организовывали собрания и митинги, из-за чего ремонт корабля производился очень медленно.
Ко времени начала Октябрьской революции ремонт почти завершился и «Аврора» должна была приступить к морским испытаниям, но большевики сделали так, что она осталась в городе. Они понимали важность крейсера в готовящемся событии. Наконец, вечером, 25 октября, крейсер дал свой знаменитый залп по Зимнему дворцу, деморализовавший его защитников и давший сигнал к началу штурма императорской резиденции. Вскоре работы по ремонту «Авроры» был возобновлены. В конце ноября крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров, затем перейдя в Кронштадт.
В начале 20-х годов «Аврора» стала первым боеспособным кораблем в составе советского Балтийского флота, в качестве учебного корабля. До 1930 года она совершила несколько плаваний, по Балтийскому и Белому морю, а также заграничных, с заходом в скандинавские порты. В 1927 году крейсер был награжден орденом Красного знамени. В 1935 году из-за износа, «Аврора» была переклассифицирована в несамоходную учебную базу.
Когда началась война, крейсер был включен в систему ПВО Кронштадта. По мере приближения врага к Ленинграду с «Авроры» снималось вооружение, а члены ее экипажа уходили на фронт. Поначалу с зенитных установок корабля велся обстрел самолетов, но потом немцы сами обстреляли «Аврору», после чего пребывание экипажа на борту стало нецелесообразным. Впоследствии крейсер подвергался неоднократным обстрелам вплоть до снятия блокады с Ленинграда.
В ноябре 1948 года он был переведен к окончательному месту стоянки на Большой Невке. Через девять лет созданный на крейсере музей увеличили и сделали филиалом Центрального военно-морского музея. В 1960 году «Аврора» вошла в число охраняемых государством памятников. В 1968-м она была награждена орденом Октябрьской Революции, на котором сама же и была изображена. В 2010 году крейсер был выведен из состава Военно-морского флота. Вновь туда он предположительно вернется в июле 2016 года.
Корабль является объектом культурного наследия Российской Федерации. Про него был снят мультфильм «Аврора», также он был показан в фильме «Крейсер «Варяг»». «Авроре» посвящен ряд песен, она изображена на множестве почтовых марок, как советских, так и зарубежных. Кроме того, изображение крейсера было отчеканено на юбилейных монетах 1967 года достоинством 10, 15 и 20 копеек.

Информация

  • Назван в честь: Аврора
  • Класс и тип судна: бронепалубный крейсер
  • Порт приписки: Кронштадт