Мост РиальтоМост Риальто (Ponte di Rialto) — один из четырёх мостов через Гранд-канал в Венеции, располагается в квартале Риальто. Самый первый и самый древний мост через канал. Самый известный мост Венеции и один из символов города. Построен в самой узкой части Гранд-канала. Изначально был деревянным и неоднократно рушился. В конце XVI века был возведён новый мост из камня, дошедший до наших дней. Неподалёку находятся знаменитый рынок Риальто и старинная церковь Сан-Джакомо ди Риальто. Первой переправой на этом месте стал понтонный мост, возведённый зодчим Николо Бараттьери в 1181 году. Тогда его называли Понте-делла-Монета («монетный мост»), предположительно из-за близости к улице Цекка, где располагался монетный двор; другая теория связывает название моста с тем, что пересечение моста было платным. В связи с развитием рынка Риальто на восточном берегу Гранд-канала появилась необходимость заменить плавучий мост более прочной деревянной конструкцией, так как тот уже не справлялся с потоком пешеходов.



В середине XIII века был возведён новый мост, который имел форму арки и мог размыкаться в центральной части для пропуска высоких судов. Через некоторое время мост стал называться так же, как и близлежащий рынок Риальто, который превращался в одно из самых оживлённых мест города.
В 1310 году мост сильно пострадал от пожара в ходе мятежа, возникшего в результате заговора Байамонте Тьеполо. В 1444 году он рухнул: по одной версии, под тяжестью зрителей, собравшихся поглазеть на регату, по другой — из-за столпотворения зевак, следовавших за прибывшей в город невестой маркграфа Феррары. Заново отстроенный (снова из дерева) мост приобрёл теперь уже встроенный механизм, позволявший разводить мост для прохода судов.
В XV веке вдоль моста начали появляться различные лавки, и арендной платы, взимавшейся с них, вполне хватало на содержание моста.
В 1524 году мост снова обрушился. Тогда властям пришлось всерьёз задуматься о строительстве каменного моста (первый проект датирован 1503 годом). Вскоре дож Венеции Паскуале Чиконья объявил конкурс на лучший проект для нового моста, в котором приняли участие многие известные архитекторы, такие как Микеланджело, Якопо Сансовино, Андреа Палладио, Виньола.
1551 году, на удивление всем, победителем конкурса был объявлен малоизвестный архитектор Антонио де Понте, чей проект, напоминавший самый первый деревянный мост на этом месте, был вскоре воплощён в жизнь. Победа де Понте объяснялась тем, что его проект в данной ситуации подходил больше, чем классические многоарочные конструкции других архитекторов. Мост был построен между 1588 и 1591 годами. Однако ещё в самом начале строительства многие критики скептически относились к смелому проекту де Понте, и даже известный архитектор Винченцо Скамоцци предсказывал скорое крушение моста. Но, несмотря на это, мост дошёл в таком виде до наших дней.
Риальто оставался единственным мостом через Гранд-канал до 1854 года, когда был построен мост Академии.
В начале 2012 года венецианские власти затеяли реконструкцию моста Риальто. Дело в том, что мост, по которому ежедневно проходят тысячи туристов и где происходит коммерческая деятельность, давно уже нуждается в реставрации. Работы обещают закончить к апрелю 2015 года.
Мост состоит из одной мощной арки длиной 28 метров, его максимальная высота в центре равна 7,5 метрам, общая длина — 48 метров. Построенный в самом узком месте Гранд-канала, мост опирается на 12 тысяч свай, забитых в дно лагуны. На мосту в арочных галереях расположены 24 лавки (по 6 лавок с каждой стороны), разделённые в центре двумя арками. Две наклонные рампы соединяются в центре. Между рядами лавок проходят ведущие к центру лестницы, начинающиеся у краёв моста. В лавках продают сувениры, кожаные сумки и ювелирные изделия.

Информация

  • Область применения: пешеходный
  • Пересекает: Гранд-канал
  • Место расположения: Венеция, Италия
  • Тип конструкции: Сегментный арочный мост
  • Материал: камень
  • Число пролётов: 1
  • Над пересекаемой преградой: 28.8 м
  • Общая длина: 48 м
  • Ширина моста: 22.9 м
  • Высота конструкции: 7.32 м
  • Конструктор, архитектор: Антонио де Понте
  • Начало строительства: 1588
  • Окончание строительства: 1591