Одесский театр оперы и балетаОдесский национальный академический театр оперы и балета — первый театр в Одессе по времени постройки, значению и известности. Первое здание было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году. Современное здание построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле нового венского барокко. Интерьер зрительного зала стилизован под архитектуру позднего французского рококо. Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала. Полная реставрация здания театра была завершена в 2007 году. В театре дирижировали П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, пели Фёдор Шаляпин, Саломея Крушельницкая, Леонид Собинов, танцевали Анна Павлова и Айседора Дункан. Александр Пушкин упоминает Одесский театр в романе «Евгений Онегин». Журнал «Forbes» включил одесский театр в список самых необыкновенных достопримечательностей Восточной Европы.



Театральная Одесса ведёт свою историю практически с момента основания города. Театр оперы и балета по праву можно назвать старейшиной среди целого ряда его культурных учреждений. Одесса получила право строить театр в 1804 году (став третьим городом с театром в Российской империи), а в 1809 году он был уже возведён. Автором этого проекта был известный французский архитектор Тома де Томон, автор ряда зданий в Петербурге. Именно это здание посещал А. С. Пушкин во время своего пребывания в Одессе в 1823-24 годах.
10 февраля 1810 года состоялось торжественное открытие. Первым представлением были одноактная опера Фрелиха «Новое Семейство» и водевиль «Утешенная вдова» русской труппы П. Фортунатова.
Здание располагалось несколько выше современного театра, ближе к скверу Пале-Рояль, и воспринималось как памятник молодому городу. Архитектура здания была выдержана в классическом стиле, с портиком коринфского ордера и фронтоном, обращённым к зданию тогдашнего английского клуба (ныне Музей Морского флота Украины). Театр вмещал 800 зрителей, по примеру старых итальянских театров 17 лож располагались на трёх ярусах, в партере было всего 44 кресла. Ещё 700 зрителей наблюдали за постановками, стоя в партере.
Для исправления недостатков здания театра производились неоднократные перестройки: в 1820—1822, 1831—1833, 1836, 1857 и 1872 годах. В результате этих перестроек по оси колонн появилась каменная стена, что позволило увеличить пространство фойе. Со стороны Ришельевской улицы был пристроен одноэтажный каменный вестибюль. Работы по последней переделке здания окончились 31 декабря 1872 года, а в ночь на 2 января 1873 театр полностью сгорел из-за возгорания газового рожка, освещающего часы в ночное время. В театре ночевали люди, но никто из них не пострадал.
Создать проект нового городского театра было предложено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру (нем. Ferdinand Fellner) и Герману Гельмеру (нем. Herman Helmer), по проектам которых были построены театры во многих городах Австро-Венгрии (Вене, Зальцбурге, Загребе и др.) Проект был готов в 1882 году. Образцом послужила возведённая четырьмя годами раньше Дрезденская Опера архитектора Готфрида Земпера, с нетрадиционной формой фойе, повторявшего изгиб зрительного зала. Прошло почти одиннадцать лет с момента пожара до закладки первого камня в основание здания нового театра. Работы велись подрядным способом из местных строительных материалов (в основном, популярного одесского известняка — ракушечника). Новый театр открылся 1 октября 1887 года.
В марте 1925 года возник пожар, в результате которого полностью сгорела сцена и пострадал зал. В сжатые сроки театр был восстановлен и уже через год возобновил спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений.
Во время Великой Отечественной войны фашисты планировали взорвать здание театра при отступлении, но, к счастью, этого не произошло. Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, именно на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от гитлеровских захватчиков.
В 1926 году театру было присвоено звание «Академический». 31 августа 2007 года указом Президента Украины № 807/2007 Одесскому академическому театру оперы и балета присвоен статус «Национального».

Изначально театр не имел постоянной труппы. Для постановок приглашались известные российские и иностранные артисты: в 1836 году московский танцор К. Ф. Богданов с дочерьми (балеты «Сильфида», «Пахита»), в 1853 году балерина Е. И. Андреянова с группой артистов Большого театра (балеты «Своенравная жена», «Катарина или Дочь разбойника», «Эсмеральда» и другие), в 1889 году итальянские артисты во главе с прима-балериной А. Белла (балеты «Сильвия», «Эксцельсиор», «Брама» — балетмейстер Д. Саракко). В Западной Европе не было ни одной знаменитой певицы или певца, которые не пели бы в Одесском оперном театре.
Организаторами оперных сезонов были антрепренёры. Первым антрепренёром Одесского городского театра был И. И. Черепенников. Театр был отдан ему безвозмездно на два года с условием проволить оперные спектакли. Черепенников пригласил в Одессу итальянскую труппу.
Второй антрепренёр, Иосиф Яковлевич Сетгофер, также пригласил итальянских певцов: Дамерини, Прево, Боронат, Арамбуро, Броджи, а также знаменитую балерину В. Цукки.
С 1891 года антрепризу в театре держал артист Императорских театров И. Н. Греков. Одним из первых он решил дать в Одессе русскую оперу. В сезоне 1892—1893 годов включили оперу «Демон» и начали готовить «Пиковую даму». Постановка «Пиковой дамы» совпала с приездом П. И. Чайковского в Одессу. Находясь в зале театра, Чайковский делал замечания, давал советы исполнителям главных партий, а также дирижёру Н. Б. Эммануэлю, готовившему премьеру оперы, которая прошла с большим успехом. В 1893 году Чайковский рекомендовал И. В. Прибика, и в следующем году дирижёр был принят по конкурсу в качестве главного дирижёра одесского Городского театра. И. В. Прибик сорок три года бессменно был главным, почётным дирижёром одесского Городского театра. Он в числе первых в стране получил звание заслуженного, а затем и народного артиста Украины, героя труда.
В сезоне 1899 года в Одессе гастролировали Ф. Шаляпин и Л. Собинов, супруги Фигнер и выдающийся баритон Л. Яковлев. В конце XIX столетия прошли выступления одесского скрипача А. П. Фидельмана, авторские концерты С. Рахманинова и А. Скрябина, концерты оркестра Берлинского филармонического общества под управлением А. Никиша, гастроли Яна Кубелика и Оскара Недбала. Ряд симфонических концертов прошёл с участием А. К. Глазунова, Ф. М. Блуменфельда и И. В. Прибика. С 1897 по 1900 годы при антрепренёре А. И. Сибирякове театр пережил пору наивысшего расцвета. На сцене пели Тетрацини, Баттистини, Саммарно, гастролировала драматическая труппа Н. Н. Соловцова. С 1903 года антрепризу взяла в свои руки известная певица М. Лубковская — в 1905 году она организовала гастроли Титта Руффо. В ряде спектаклей — «Евгений Онегин», «Демон» и др. — вместе с Титта Руффо пели итальянский певец Д. Ансельми и певица Я. Вайда-Королевич.
В 1900-х годах на одесской оперной сцене постановка «Ивана Сусанина», «Князя Игоря», «Царской невесты», «Мазепы» свидетельствует о расцвете русской оперы в Одессе. Яркими артистами одесской оперной сцены в это время были выдающиеся исполнители П. И. Цесевич, А. Л. Каченовский, С. С. Залевский, Л. Я. Липковская, П. Л. Карпова и др.
В 1910-х годах была организована постоянная труппа. Известностью пользовались балетмейстеры Люизинский, Ремиславский, артисты Т. Р. и В. Р. Гамсахурдия, Е. А. Пушкина, В. Каросса. В 1920-х годах при театре были организованы хореографические школы под руководством Е. А. Пушкиной и Р. Ремиславского, выпускники которых играли на сцене театра.
В сезоне 1919—1920 гг. в Одесский оперный театр был приглашён режиссёр В. А. Лосский. За короткое время им были осуществлены постановки опер «Хованщина», «Руслан и Людмила», «Аида», «Кармен», «Богема», «Иоланта».
В 1923 году балетный коллектив одесского театра возглавил известный балетмейстер Р. И. Баланотти. Поставленный им балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (премьера состоялась 7 декабря 1923 года) положил начало истории одесского балета. Дирижировал спектаклем М. Крамер, партии исполняли: Одетта-Одилия — Е. А. Пушкина, принц Зигфрид — П. Павлов и Р. Баланотти, Ротбарт — Смоляр. За период 1923—1925 годов были созданы постановки балетов «Конёк-Горбунок» и «Коппелия». Неординарной постановкой Р. Баланотти и дирижёра Н. А. Гольдмана стал балет «Корсар». Среди заметных балерин того времени можно упомянуть Д. Алидорт.
Очень плодотворным в театре оказался 1930 год, когда балетную труппу возглавил М. Моисеев. Поставленный им балет Б. Яновского «Ференджи» стал очень популярным.
В 1940 году балетный коллектив возглавил Вахтанг Вронский. Его работа над героико-романтическим балетом К. Ф. Данькевича «Лилея» стала значимым событием в балетном искусстве.
В годы Великой Отечественной войны и оккупации Одессы румынскими захватчиками ряд артистов театра сражались в частях Красной армии или выступали с концертами в составе театральных фронтовых бригад. Часть труппы была эвакуирована из Одессы, была объединена с днепропетровским коллективом и работала в Красноярске. Там давались спектакли «Евгений Онегин», «Наталка Полтавка», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан».

Информация

  • Страна: Украина
  • Город: Одесса
  • Тип здания: театр
  • Архитектурный стиль: венское барокко
  • Автор проекта: Ф. Фельнер и Г. Гельмер
  • Архитектор: Фельнер и Гельмер
  • Строительство: 1884 — 1 октября 1887