Пантеон в ПарижеПантеон в Париже — архитектурно-исторический памятник, образец французского классицизма в Латинском квартале 5-го округа Парижа, Франция. Первоначально церковь св. Женевьевы, позже — усыпальница выдающихся людей Франции. Надпись на входе в Пантеон гласит: «Великим людям благодарная отчизна». Помпезное здание в стиле зрелого классицизма было построено на территории аббатства Святой Женевьевы архитектором Ж. Суффло, взявшим пример с римского Пантеона. Строительство велось по обету короля Людовика XV, который поклялся в случае своего выздоровления от тяжёлой болезни выстроить в аббатстве новый храм. Фундамент был заложен в 1758 г., и здание было закончено учеником Суффло в 1789 г. Ко времени завершения храма король был свергнут, и революционное правительство распорядилось о превращении церкви в мавзолей великих французов.



Церковь св. Женевьевы всегда пользовалась большим уважением парижан: в ней хранились мощи святой и рака. Тут же были похоронены Хлодвиг, первый из королей, принявших христианскую веру, его жена и дочь. Раку св. Женевьевы украсили в 1242 г. и поставили под главный престол, затем опять переделали — из чистого серебра— и вызолотили. Под церквью оберегалось подземелье со сводами, где ещё во времена гонений на христиан собирались на молитву.

Аббатство и церковь св. Женевьевы несколько раз грабили и жгли норманны — в 846, 884 и 892 гг.; каждый раз восстанавливали, а полностью отстроили в XIII—XIV вв. Церковь была украшена кардиналом Ларошфуко мрамором и образами. Во времена заразных болезней и бедствий в городе раку святой торжественно обносили по городу, начиная с 1229 г.

Людовик XV задумал перестроить церковь с основания и сам заложил первый камень в 1764 г., изменив начальное расположение храма и саму архитектуру, бывшую тогда в употреблении в Париже. Архитектор ввёл колонны, отдельные и большого диаметра, как внутри, так и снаружи. Его план своей лёгкостью и красотой заслужил общее одобрение и напоминал греческие и римские храмы.
Храм должен был представлять греческий крест, длиной в 104 м, считая преддверие, и в 76 м ширины между стен; посредине возвышался купол в 23 м, поддерживаемый внутри четырьмя столбами, столь лёгкими, что едва можно было различать их между отдельными колоннами, составлявшими 4 отделения креста. Такая же лёгкость являлась и в круглых сводах здания, где с большим искусством сделали просветы в разных направлениях, которые своими переливами света производят разнообразный и приятный эффект. Высота от пола до рамы верхнего просвета посреди свода — 52 м.

Оставалось закончить мраморный пол, как заметили несколько отколов и небольших трещин в столбах, держащих купол, и в соседних колоннах: тяжесть сводов подавляла слабые подпоры и угрожала скорым разрушением здания. Необходимо было приспособить новые поддуги, сделать опоры столбами и некоторым образом испортить внутренний вид здания, которое уже полагали оконченным после непрерывных 40-летних трудов и более 15-миллионной издержки.
Опытные архитекторы уже предвидели эту беду и подавали записки, где доказывали, что здание устоять не может. Патт (Pierre Patte, 1723—1814) ясно показал, от чего произошло повреждение. Правительство распорядилось о создании комиссии, к которой присоединись художники и которая удостоверилась, что купол и три свода сложены искусно и предусмотрительно; что железных связей достаточно, что кладка правильная и из лучшего камня, и в верхней части церкви нет повреждений, хотя поддерживающие её нижние столбы осели и треснули. Значит, недостатком были непрочность и дурная постройка столбов.
После заключения комиссии занялись исправлением и предупреждением разрушения, не портя внутренного расположения и не прибавляя столбов или колонн, чтобы не нарушить гармонию плана. Управлять работами поручили Жану-Батисту Ронделе (Rondelet, 1743—1829) в конце 1770 г.; он переделал купол и своды, оставаясь верным плану Суффло.

В революцию назначение храма переменилось: под названием Пантеона его посвятили великим мужам Франции. Были сделаны перемены в расположении, и под сводами его подземельных галерей похоронили прах Вольтера, Руссо и затем Марата; позже останки Марата вынесли и перезахоронили на кладбище Сент-Этьен-дю-Мон. Гробницы Вольтера и Руссо были вначале деревянными и раскрашенными, с сусальной позолотой, но быстро сгнили. Путешественник Н. С. Всеволожский удивлялся, почему Франция присвоила себе и Руссо, великого писателя, но швейцарца.

В правление Наполеона Пантеон возвратили религии, он опять назывался церковью св. Женевьевы. Император распорядился хоронить в подземелье его верховных чиновников империи и тех редких мужей, что прославились своими дарованиями, геройскими подвигами или примерной храбростью. Место им отвели в другой стороне и далеко от Вольтера и Руссо, которые и после смерти, кажется, не могут примириться и сблизиться, а потому лежат в противоположных сторонах: один — по правую сторону от входа, а другой — по левую.

При Людовике XVIII продолжали отделывать церковь. Потолок расписывал барон Гро (Gros, 1771—1835). Четыре картины по истории Франции, начиная от Карла Великого, были спланированы так, чтобы четвёртая была посвящена Наполеону; но после его падения художник изобразил на ней возвращение Бурбонов, искусно поместив на облаках Людовика XVI, его супругу и сына.
После революции 1830 г. церковь опять была обращена в Пантеон.
В 1851 г. в Пантеоне по инициативе президента Второй республики Луи Бонапарта (будущего Наполеона III) была осуществлена публичная демонстрация эксперимента с маятником Фуко.

Информация

  • Страна: Франция
  • Местоположение: V округ Парижа
  • Архитектурный стиль: Классицизм
  • Автор проекта: Жак-Жермен Суффло
  • Архитектор: Суффло, Жак-Жермен