Потемкинская лестницаПотёмкинская лестница – бульварный «каскад» Одессы, который снискал славу символа города. Современным названием она обязана исторической драме «Броненосец Потёмкин» – киноленте Сергея Эйзенштейна, вышедшей на экраны в 1925 году. Прежде Потёмкинская лестница упоминалась как Ришельевская, Большая, Портовая, Приморская и Бульварная, изображаясь на старинных открытках XIX-XX веков. С верхних ступеней архитектурного памятника открывается удивительная панорама крупного торгового порта страны, гавани и Одесского залива. Потёмкинская лестница задумывалась как главный вход со стороны Чёрного моря. Её величием и прогулкой по ступеням вдохновлялись мировые писатели: Александр Грин, Марк Твен и Жюль Верн. В их воспоминаниях лестница описана как знаменитая, великолепная, монументальная… Спуск от Приморского бульвара к Приморской улице по двум сотням ступеней надолго останется в памяти туристов, а окружающая природа и солёный морской воздух сделают прогулку более приятной. В любое время года здесь получаются прекрасные снимки.



Одна из самых известных лестниц мира представляет огромную ценность и расположена в живописном районе города между Греческим сквером и Стамбульским парком и этим привлекает туристов, которые не любят возвращаться из отпуска без множества ярких фотографий.
Со дня своего основания Одесса нуждалась в беспрепятственном доступе к Чёрному морю. В то время город располагался на возвышенности вплотную к береговой линии, заканчиваясь крутым спуском, который был огорожен перилами для безопасности прохожих. Известный русский поэт А.С. Пушкин проходил по тропинке к морю, рискуя в любой момент скатиться. Ему не удалось дождаться появления деревянных лестниц, которые значительно облегчили прогулку к морю: они появились через некоторое время после отъезда поэта из Одессы. Теперь все желающие могли спуститься к побережью, чтобы прогуляться в утреннем тумане и полюбоваться безмятежной гладью морской воды.
Возведение лестницы началось по инициативе графа М.С. Воронцова. Как гласит одна из версий, этот спуск предназнался в подарок графине Елизавете, которая любила ежедневные променады и раскатистый шум волн. Остальные теории затрагивают «облагораживание» города перед визитом императора Николая I и деятельность масонов.
Потёмкинская лестница – архитектурный проект 1835 года, разработанный Францем Боффо, Шарлем (Карлом) Потье и Авраамом Мельниковым. Строительство визитной карточки города завершилось к 1841 году благодаря слаженной работе инженеров Морозова и Уптона. Классицизм, характерный для той эпохи, нашёл отображение и в ритмичном каскаде Потёмкинской лестницы.
Средства на возведение главного спуска к Чёрному морю выделялись из казны, которая пополнялась благодаря хозяйственной деятельности, таможенным сборам и отчислениям. Строительство Потёмкинской лестницы обошлось в 200 тысяч рублей – рекордную по тем временам сумму. Появление грандиозного ступенчатого спуска стало международным событием, которое неоднократно упоминалось в статьях английских и американских периодических изданий.
Начало XX века ознаменовалось открытием фуникулёра, идущего вдоль лестницы. В 1970-х годах его заменили эскалатором, который перестал функционировать спустя 20 лет. К 211-ю основания Одессы городские власти порадовали местных жителей принятым решением о построении нового фуникулёра. С 2005 года вдоль Потёмкинской лестницы движутся два вагончика общей вместимостью в 24 человека. Весь путь занимает чуть более минуты.

Информация

  • Страна: Украина
  • Местоположение: Одесса
  • Архитектор: Франц Карлович Боффо, Авраам Иванович Мельников и Потье, Карл Иванович