Сегодня Стоунхендж является наиболее важным памятником Англии, но 100 лет назад он был выставлен на продажу. Человек, который купил его, помог определить его судьбу. Это древнейшее каменное сооружение, расположенное на равнине Солсбери, включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО и привлекает миллионы посетителей в год. Так что даже странно подумать, что наиболее значимый памятник Англии был когда-то куплен адвокатом в качестве подарка своей жене. Это, по крайней мере, - одна из версий. Согласно другой - желание уберечь национальный памятник старины от покупки его иностранцем. Независимо от его мотивации, 100 лет назад, 21 сентября 1915, Сесил Чабб заплатили 6,6 тысячи фунтов стерлингов за памятник на аукционе в Солсбери, графство Уилтшир. Это произошло, как он сказал, "спонтанно".

Его жена Мэри, как сообщается, не оценила патриотизм и романтические усилия Сесила, возможно, потому, что цена приравнивалась к 680 тысячам фунтов (более 1 млн долларов) в сегодняшних деньгах. "Говорят, что Мэри хотела купить набор штор на аукционе, - рассказывает куратор Стоунхенджа Хизер Сейбар. - А муж приобрел что-то совершенно иное".
26 октября 1918 года, за шестнадцать дней до Компьенского перемирия, которое положило конец Первой мировой войне, Сесил Чабб решил передать Стоунхендж в общественное пользование, о чем свидетельствует дарственная грамота.
Год спустя щедрый британец был награжден титулом сэра и первого барона Стоунхенджа.
Приняв награду, сэр Сесил Чабб заказал себе фамильный герб, на котором серебряная лапа льва сжимает две ветки омелы - священного символа древних друидов, которые, согласно поверью, воздвигли Стоунхендж и совершали там свои ритуалы. Девиз герба Saxis Condita на латыни означает "основан на камнях".
Сесил Чабб родился в 1876 году в бедной семье шорника и производителя конной упряжи в селении, расположенном неподалеку от Стоунхенджа.
Окончив учебу в гимназии, а затем и в Кембриджском университете, он стал успешным и богатым адвокатом, что, в конечном итоге, и позволило ему купить Стоунхендж.
Чабб помнил о своих корнях, спустя некоторое время он решил передать Стоунхендж своему народу, заранее оговорив лишь два условия. Согласно первому все посещающие его люди должны платить за вход не дороже 1 шиллинга. А согласно второму соглашению, заключенному уже с местной управой, местные жители могли посещать Стоунхендж бесплатно.
Сейчас этот памятник архитектуры является английским наследием, и, к сожалению, власти не выполнили условие Сесила – на сегодняшний день, чтобы посетить Стоунхендж, вам придется заплатить 14,5 фунтов стерлингов. Как утверждают эксперты, за последние 100 лет именно так изменилась стоимость 1 шиллинга времен 1915 года.
Однако, интересно то, что земля с расположенными на ней странными камнями, находилась в частной собственности, начиная с 16 века, и последним ее владельцем был сэр Эдмунд Антробус, имущество которого было выставлено на продажу после его смерти. Лейтенант Гренадерского гвардейского полка сэр Антробус погиб в бельгийском Крузейке в октябре 1914 в одном из первых сражений Первой мировой войны.

100 лет назад Стоунхендж был продан

Возможно, эти печальные обстоятельства, а также любовь к Мэри или желание получить награду за добрые дела побудили Чабба купить Стоунхендж.
"Думаю, важную роль сыграло и то, что он отсюда родом, - говорит Себайр. - Неизвестно, был ли он знаком с семьей Антробуса, но несомненно, он о ней слышал".
Перед аукционом появились слухи, что Стоунхендж может приобрести какой-то богатый иностранец, который разберет его и вывезет за границу - как это произошло с Лондонским мостом, который был продан американской компании, которая переправила его из Британии в Аризону.
Журналист Daily Telegraph в статье о предстоящем аукционе тогда отметил, что новость о продаже Стоунхенджа "вызвала зависть американских миллионеров, охваченных жаждой приобретения антиквариата". Возможно, это также повлияло на решение Чабба.
"Сесил Чабб совершил прекрасный поступок, вернув Стоунхендж людям, - говорит Фрэнк Сомерс из организации "Друиды Стоунхенджа и Эймсбери". - Думаю, что государственные органы, которые отвечают за охрану памятника, не проявили к нему должного уважения".
Стоунхендж был конфискован у местного аббатства еще при Генрихе VIII и с тех пор находился в частной собственности. К моменту, когда Чабб купил его, необходимость охраны культурного наследства все острее ощущалась в обществе.
В 1913 году был принят Закон о памятниках старины, который впервые предоставил государству право принудительного выкупа памятников истории и культуры. После Первой мировой войны у чиновников появилось больше времени, чтобы перейти от теории к практике. Стоунхендж был первым в списке на выкуп. Поэтому Чабб мог настаивать на получении государственных денег. Вместо этого он добровольно отдал Стоунхендж государству, не требуя платы.
Сесил Чабб умер в 1934 году. Его сын, сэр Джон Чабб, умер в 1957, не оставив наследников, и титул исчез.
Сегодня мало кому знакомо имя сэра Сесила Чабба, однако на доме в Шрутони, где он родился и вырос, установлена мемориальная доска.
Сейчас на территории Стоунхенджа ведутся масштабные работы по реконструкции, которые обойдутся государству в 27 млн фунтов. Ближайшую дорогу закрыли, а туристический центр и парковку перенесли подальше от камней.
В дарственной Чабб просил, чтобы этот памятник оставался максимально открытым для посетителей. Через сто лет после приобретения Стоунхенджа его желание, похоже, сбывается.
Однако современные друиды говорят, что изменений пока недостаточно.
"Раньше семьи приходили сюда на пикник, - говорит Фрэнк Сомерс. - Под луной встречались влюбленные. Дети завороженно касались вековых валунов. Проходили различные общественные мероприятия под эгидой друидов".
"Стоунхендж принимал и вдохновлял всех, кто приходил к нему с добрыми намерениями, - добавляет он. - Стоунхендж не изменился, но в эпоху, когда всем управляют деньги, наверное, изменились мы".
Камни продолжают поражать своим величием, а дискуссии относительно их будущего касаются скорее свободного доступа, чем заботы о них.
"Я бывала здесь в полной тишине в разное время года, - рассуждает вслух Хизер Себайр. - Стоунхендж никогда не оставляет человека равнодушным. Никто не знает, почему Чабб поступил именно так. Его поступок окружила аура загадочности, как и сам Стоунхендж".