В 1889 году с разрешения чилийского правительства в Европу на Всемирную выставку было вывезено одиннадцать патагонских индейцев, в том числе - дети. Согласия аборигенов никто не спрашивал. Индейцев показывали в зоопарках с 1878 года до начала двадцатого века, выставляли в клетках в Гамбурге, Берлине, Дрездене и других городах. Немногим удалось вернуться на родину живыми. 13 января 2010 года останки погибших были захоронены в Чили.



Эра человеческих зоопарков

Издревле санкционированной работорговлей занимались люди различных национальностей и вероисповеданий. Большинство рабов были неграми, насильно вывезенными из Африки, труд которых широко использовался населением в хозяйстве и ни у кого не вызывал шока или презрения со стороны общественности. Своего апогея рабовладельческий строй достиг в Америке в 19 веке: по состоянию на 1860 год из 19 миллионного населения 15 американских штатов 4 миллиона были рабами. Историки утверждают, что национальное богатство страны было достигнуто именно благодаря использованию рабской силы.

Примерно в это же время европейцам и североамериканцам в голову приходит идея – создать человеческий зоопарк, позже известный под названием "этнологическая экспозиция", "выставка людей" .Целью идеи была демонстрация выходцев из Азии и Африки в естественном виде. Владельцы зоопарков охотно размещали в вольерах людей — обычно в виде целых деревень, нередко отдельных негров помещали в павильон с обезьянами, представляя их как переходное звено от животных к цивилизованному белому человеку.

Предшественниками настоящих человеческих зоопарков были многочисленные попытки европейцев привезти с собой аборигенов. Колумбу, например, удалось привезти в Испанию индейцев напоказ,в цирке Ф.Т. Барнума проводились показы пожилой "черной" рабыни Джойс Хет, которая якобы являлась няней Вашингтона. А после ее смерти Барнум начал демонстрировать сиамских близнецов Ченга и Энга Банкеров, свадьбу лилипутов Чарльза Страттона и Лавинии Уорен, искусную подделку "русалки с островов Фиджи" и других героев...

С 1870 годов подобные зоопарки появились Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Варшаве, Гамбурге и в Северной Америке. По оценкам историков, каждую из них посетили до 300 тысяч человек.

В 1889 году с разрешения чилийского правительства в Европу на Всемирную выставку было вывезено одиннадцать патагонских индейцев, в том числе и дети. Согласия аборигенов никто не спрашивал. Индейцев показывали в зоопарках с 1878 года до начала двадцатого века, выставляли в клетках в Гамбурге, Берлине, Дрездене и других городах. Немногим удалось вернуться на родину живыми. 13 января 2010 года останки погибших были захоронены в Чили.

Главной достопримечательностью парижской Всемирной выставки 1889 года стала “деревня негров”. Выставку посетило 28 миллионов человек.

Особой популярностью "негритянские деревни" пользовались в Германии, где были популярны идеи социального дарвинизма. Обитателей деревень нередко сравнивали с обезьянами. Однажды негритянскую деревню в Германии посетил сам Бисмарк и император Вильгельм II.

Известен случай, когда Бисмарк пришёл посмотреть в Берлинский зоопарк и попросил показать, где на самом деле в клетке человек – тогда "питомцы" зоопарков помещались в одну клетку с гориллами.

Сохранились записки о содержании пигмея по имени Ота Бенга, который был выставлен в качестве типичного дикаря во время Всемирной выставки 1904 года в Сент-Луисе. Именно тогда ученые пришли к выводу, что по интеллекту пигмеев можно сравнить с "умственно отсталыми людьми, которые затрачивают на тест огромное количество времени и допускают множество глупых ошибок", многие дарвинисты отнесли уровень развития пигмеев к периоду палеолита, а учёный Гетти нашел в них "жестокость примитивного человека"...

Исследованию в зоопарках подвергались представители и других народов: эскимосы, полинезийцы и канадские инуиты, индейцы Суринама, индейцы Патагонии, а в Восточной Пруссии в неволе находились даже прибалты.

Известен случай, когда в одном из европейских зоопарков эскимосы приняли христианство, тем самым пытаясь заработать денег и выплатить долг миссионерам. Но судьба распорядилась иначе: вскоре все они умерли от оспы. После их смерти в вольерах нашли дневник, где один из эскимосов описывал все унижения через которые им пришлось пройти.

Даже в уже, казалось бы, цивилизованном американском обществе после 1939 года периодически проводились выставки живых людей. Одной из таких стала нью-йоркская выставка, где были представлены индейцы-семинолы.

К середине 20 века человеческие зоопарки стали исчезать. Казалось бы, на этом история человеческих зоопарков может быть закончена, но в уже цивилизованной сильно послевоенной Европе была представлена конголезская деревня.