ИспанияВ Бургос, расположенный на Древней «Дороге франков», непременно стоит поехать тем, кто ценит архитектуру, – здесь расположен великолепный готический собор. Он стоит в центре Старого города, на правом, северном берегу реки Арлансон; в западной части города, на холме, находится древний замок. На левом, южном берегу, кроме автобусного и железнодорожного вокзалов и новых жилых кварталов, есть два средневековых монастыря. Если вы хотите ограничиться лишь осмотром города, то приезжайте в Бургос на один день; если же хотите посетить монастыри, то задержитесь еще на день. Прогулку по Бургосу удобнее всего начать от моста Санта-Мария (Puente de Santa Maria), перекину­того через Арлансон. Если вы ока­жетесь в Бургосе в теплое время года, то наверняка увидите под мостом множество гусей и уток, которые придают городскому пейзажу деревенскую живописность. У съезда с моста стоят городские ворота Санта-Мария встроенные в XVI веке в древнюю крепостную стену и украшенные статуями тех, кто сыграл важную роль в истории Бургоса (графа Диего Порсельоса, Карла V, при котором были выстроены эти воро­та, Сида, бургосского графа Ферна­на Гонсалеса). Сейчас внутри воротных башен устроены выста­вочные залы: в зале на первом этаже сохранился резной потолок в стиле мудехар.



Информация

  • Страна: Испания
  • Автономное сообщество: Кастилия и Леон
  • Провинция: Бургос
  • Район: Альфос-де-Бургос
  • Основан: 884
  • Площадь: 107,08 км²
  • Высота центра: 856 м
  • Население: 178574 человека (2010)
  • Часовой пояс: UTC+1, летом UTC+2
  • Почтовые индексы: 09001–09007

История и культура

Бургос был основан в IX веке (предположительно в 884 г. н. э.) королём Альфонсо III Великим как важный опорный пункт (крепость) в борьбе против мавров и возвысился в XI веке до города, в котором проходили коронации кастильских королей. Каждый ребёнок в Испании знает Бургос как город Сида — из окрестностей Бургоса происходил испанский национальный герой XI века Родриго Диас де Бивар, известный под этим именем. Вместе со своей женой доньей Хименой он похоронен под сводами Бургосского собора, который относится ко всемирному культурному наследию ЮНЕСКО.
Помимо этого роскошного готического сооружения, заложенного в XIII веке и завершённого три столетия спустя, и древних городских ворот, примечателен монастырь Лас Уэльгас, основанный королём Кастилии Альфонсом VIII в 1187. Рядом с многочисленными королевскими захоронениями в нём хранится знамя халифа Мухаммада ан-Насира, завоёванное в битве у Лас-Навас-де-Толоса в 1212, одном из решающих сражений Реконкисты.

Достопримечательности Бургоса

Пройдя сквозь арку ворот, вы окажетесь перед главным фасадом знаменитого бургосского собора одного из самых красивых готи­ческих храмов не только Испании, но и всего мира. Он включен Юнеско в список всемирного культур­ного наследия. Строительство собора, посвященного Вознесению Богоматери, началось на месте романской церкви в 1221 году по при­казу кастильского короля Ферди­нанда III – он сам заложил первый камень на месте романской церкви. Архитекторы, возводившие храм, ориен­тировались на французские образцы; прежде всего, на парижскую церковь аббатства Сен-Дени, поза­имствовав оттуда многие конструк­тивные решения.
Как и многие готические соборы, храм в Бургосе не был достроен в Средние века, впоследствии много раз перестраи­вался, последний раз – в XIX веке. Самые древние элементы собора – главный неф и внутренний двор. Поднявшись по ступеням глав­ного, западного, фасада и войдя сквозь главные двери храма, вы окажетесь в той части, что отведе­на богослужениям. Сюда прихо­дят верующие, и туристам здесь не очень рады. Однако стоит заглянуть (сквозь стеклянные двери) в расположенную справа от входа капеллу, где установлено древнее распятие – один из символов Бургоса.
Главный фасад храма ориенти­рован на запад и посвящен Богоматери, большая его часть выстроена в XIII веке, хотя башни появились лишь в XIV. Удобнее всего рассма­тривать этот фасад сверху вниз. В центре аркады между башнями установлена статуя Девы Марии, ниже – статуи восьми кастильских королей, а под ними – огромное готическое окно-роза, в центре которого хорошо различимы очер­тания шестиугольной звезды Дави­да, важнейшего библейского сим­вола. Центральные двери храма открывались только для членов королевских семей; обычные верующие и сейчас могут попасть внутрь лишь через небольшие боковые дверцы.
Поднявшись по лестнице от Plaza Santa Maria (площадь Санта-Мария), вы сможете обойти храм и осмотреть его северный фасад, посвященный апостолам. В центре, над входом, изображен день Страш­ного суда: ангелы. Богоматерь и Иоанн Креститель окружили Бога-судию; чуть ниже архангел Михаил отделяет праведников от грешни­ков. Продолжив обход собора, вы увидите восточные апсиды, кото­рые украшены совершенно иначе, – при первом же взгляде на них легко определить, что построены аспиды значительно позже, совсем не в готическом стиле. Эту часть храма возвели во времена Ренессанса, в XVI века.
Здесь можно рассмо­треть сюжеты из жизни Иоанна Крестителя, а также геральдиче­ские знаки родов Веласко и Мендоса, на средства которых и строились восточные стены храма. Наиболее интересен самый древний (1230 года), южный, фасад; его готические скульптуры символич­ески изображают «Божественную литургию»: Христа в окружении евангелистов, поющих ангелов, апостолов во время святых бесед. Сейчас храм разделен на две зоны, музейную и богослужебную. Чтобы осмотреть остальную часть храма, его главные сокровища и музеи, следует купить билет в кассе на южной стороне собора, со стороны Plaza del Rev San Fernando (площадь Сан-Фернандо), и затем подняться по лестнице к южному входу.
Интерьер собора грандиозен, многие помещения строились во времена Ренессанса и барокко, в XVIII веках, поэтому здесь мно­жество позолоты, пышной каменной резьбы, алтарей, скульптур и про­чих сокровищ. Центральный неф украшает огромное ретабло XVI века. На ограждении хора вырезаны библейские и евангельские сцены; перед хором похоронены великий рыцарь Сид Кампеадор и его жена Химена. В храме хранится также сундук Сида – по легенде, рыцарь наполнил его песком, чтобы обма­нуть евреев-ростовщиков. Возле северных дверей, сохранилась позо­лоченная лестница (Escalera Dorada).
Над восточным входом собора висят часы с движущимися фигурками папамоскас (Papamoscas). Загляните и внутренний двор собора – в аркадах также находятся музейные экспозиции. Обойдя собор и осмотрев его сокровища, выйдете вновь к его цен­тральному, западному фасаду, на Plaza Santa Maria (площадь Санта- Мария). Эта площадь разбита на месте древнего прицерковного клад­бища. Позднее кладбище сменил продуктовый рынок; в середине XV века в центре его поставили фон­тан, из которого брали питьевую воду. В 1663 году у фонтана была уста­новлена статуя Богородицы.
На площадь обращен фасад готической церкви Сан-Николас (Iglesia de San Nicolas) – к ней надо подняться по ступенькам. Богато украшенный храм знаменит скуль­птурным алтарем, созданным Фердинандом де Колония в 1505 году. Этот алтарь пред­ставляет собой огромную резную каменную книгу, повествующую о жизни святого Николая. Еще одна достопримечательность церкви – картина «Страшный суд», написан­ная анонимным фламандским авто­ром в XVI веке. Кроме того, в храме сохранились гробницы знатных горожан.
По Calle Fernan Gonzales (улица Фернан-Гонсалес) можно прогу­ляться по узким средневековым улочкам к воротам Фернан-Гонса­лес и далее – к установленному неподалеку памятнику Сиду и воротам Сан-Мартин (Arcode San Martin), от которой начинаются уцелевшие до нашего времени участки крепостной стены XV века. От ворот Фернан-Гонсалес (Arco de Fernan Gonzales) поднима­ются в гору тропинки, аллеи и лест­ницы; все они ведут к мирадор (mirador) – смотровой площадке, с которой открывается великолеп­ный вид на город, и еще выше, к вершине холма, на котором находятся развалины древнего бургос­ского замка (Castillo)
Строительство замка началось в 884 году по указу короля Атьфонсо III. Замок должен был стать надежным оплотом в борьбе с маврами. Поз­днее его использовали как королев­скую резиденцию – в XI-XV века здесь жили христианские правители Кастилии и Леона. В XIX веке он был почти полностью разрушен напо­леоновскими войсками. Об истории замка можно узнать в небольшом музее, который ныне открыт на раз­валинах; также не забудьте вместе с экскурсией посетить подземные ходы бывшего замка и осмотреть многометровый колодец, который позволял защитникам доставать воду из Арлансона во время осады.
Лестница на западной стороне холма приведет вас от замка к готи­ческой церкви Сан-Эстебан (Iglesia de San Esteban), в которой сейчас открыт Музей ретабло (Museo del Retablo, Calle San Esteban) – там собраны алтарные образы из различных город­ских храмов. Церковь была постро­ена в XIV веке, а через два столетия немного расширена. От нее по Calle Alvar Fanez (улицы Альнар-Фаньес) можно выйти к еще одним город­ским воротам и к церкви Сан- Хиль (Iglesia de San Gil) с готи­ческим алтарем.
В нескольких кварталах южнее стоит барочная церковь Сан-Лоренсо (Iglesiade San Lorenzo, a по соседству с ней – Plaza Mayor (площадь Майор), типичная испанская квадратная площадь, по периметру которой выстроились дома с аркада­ми. В нескольких шагах от Plaza Mayor, на Plaza Libertad (площадь Либертад), находится особняк Каса-дель-Кордон (Casa del Cordon, XV). Его название буквально переводится как «дом веревки» – на фасаде изо­бражен пояс францисканского мона­ха.
Надпись на мемориальной доске гласит, что в этом дворце католиче­ские короли Фердинанд и Изабелла торжественно встречали Колумба в 1497 году после его возвращения из вто­рой экспедиции в Вест-Индию. По Calle Puebla (улица Пуэбла) можно выйти к Plaza Lesmes (площадь Лесмес), которую окружают нес­колько старинных построек: мона­стырь Бернардос ( Monasterio de los Bernardos), теперь отданный городской консерватории, мона­стырь Сан-Хуан (Monasteriode San Juan), церковь Сан-Лесмес (Iglesia de San Lesmes, XVI) и боль­ница для пилигримов, направлявшихся в Сантьяго, – теперь в нем размешается библиотека.
Вернувшись на набережную Арлансона, осмотрите Plaza del Sid (площадь Дель-Снд) с памятником вели­кому рыцарю Бургоса и главный городской мост Сан-Пабло (Puente de San Pablo), украшен­ный статуями королей. Вдоль берега, начиная от здания городского театра, тянется бульвар Paseo del Kspolon (Пасео-дель-Эсполон), украшен­ный статуями и декоративными стрижеными туями – в XIX веке место прогулок аристократов. Если вы приехали в Бургос на несколько дней и располагаете вре­менем, то постарайтесь осмотреть памятники левого берега Арлансона.
Первый из них – Музей Бургоса (Museo de Burgos, Calle de Miranda), занимающий два старинных дворян­ских особняка. Здесь можно уви­деть римские статуи, первобытные орудия труда, богатую коллекцию средневековой живописи и другое. В нескольких кварталах к западу от него находится ренессансная церковь Сан-Косме-э-Дамиан (Iglesia des San Cosme e San Damian, Calle San Cosme) и примыкающая к ней больница Ла-Консепсьон (La Concepcion, XVI-XVII). Выйдя по Calle de la Concepcion (улица Кон­сепсьон) к набережной Арлансона, вы увидите церковь Ла-Мерсед (Iglesia de la Merced, 1519 год) и семи­нарию Сан-Николас (XVI).
Советуем продолжить путь вдоль берега на запад и свернуть на Avenida Monasterio de las Huelgas (улица Монастерио-де-лас-Уэльгас): Получасовая прогулка (около 1 километра от центра города) приведет вас к мона­стырю Санта-Мария-ла-Реаль-де-Уэльгас (Monasterio Santa Maria la Real de Huelgas). Он стал одним из самых известных в Испании, несмо­тря на то, что Элеонора Англий­ская, дочь английского короля Ген­риха II и жена Альфонсо VIII Кастильского, основала его в 1187 году на так называемых свободных землях, не предназначенных для сельскохозяйственных работ (такие земли по-испански называются «huelgas»).
Пока Бургос был испанской столицей, Лас-Уэльгас был коро­левским монастырем. Он играл самую важную роль в жизни коро­левского двора: начиная с Ферди­нанда III (1219) и до Хуана I (1379) здесь короновались короли Касти­лии и Леона, здесь они проходили посвящение в рыцари. Здесь же их и хоронили: в главном храме обите­ли находятся королевские гробни­цы (в том числе основателей мона­стыря, Элеоноры Английской и Альфонсо VIII). Большинство сооружений мона­стыря были построены на рубеже ХП-ХШ веков; самым ранним счита­ется внутренний двор Лас-Каустрильяс (Las Claustrillas), романские галереи которого были возведены в первой трети XIII века. Монастырь действует до сих пор – в нем живут 35 монахинь.
Однако большая часть истори­ческих зданий отдана под музей и доступна для осмотра. Кроме Королевского пантеона и прекрас­ных образцов романской архитек­туры и скульптуры, здесь можно увидеть небольшой Музей тканей (Museo de Ricas Telas). Здесь выставлены королевские одеяния и гобелены, а также коллекция живописи, исторические реликвии (например, арабские знамена, зах­ваченные испанцами в знаменитой битве при Лас-Навас-де-Толоса, положившей конец исламскому господству на Пиренейском полуострове). К западу от монастыря находит­ся королевский госпиталь (Hospi­tal del Rev, XV), где могли остано­виться пилигримы, направлявшиеся в Сантьяго.
Сейчас здание отдано университету Бургоса, но сохрани­лись резные ворота, украшенные в стиле платереско. В восточной части Бургоса (4 километра от центра города) расположен еще один известный монастырь Картула-ле-Мирафлорсс, до сих пор принадлежащий картезианцам (для осмотра доступна только цер­ковь). В XV веке это был один из самых богатых монастырей страны – по легенде, первое золото, приве­зенное Колумбом из Америки, использовалось для золочения великолепного монастырского алтаря работы Xуана де Силоэ. В храме, под пышными надгробиями, похоронены родители Изабеллы Кастильской – король Хуан II и его жена Изабелла Португальская.

Вся информация о БургосеАрхитектура БургосаПутешествие и экскурсии в Бургосе

Виртуальная экскурсия по городу Бургос(видео)

Источник. turizm.world