ФранцияЛилль (Lille) - город на севере Франции, являющий четвертой по величине агломерацией в стране после Парижа, Лиона и Марселя. Город расположен на реке Дель, недалеко от французской границы с Бельгией. Лилль является столицей региона Нор-Па-де-Кале и префектурой Северного департамента. По состоянию на 2006 год численность населения Лилля немногим превышала 226 тысяч жителей. Климат в Лилле океанический, лето обычно не бывает жарким, однако зимой столбик термометра зачастую падает ниже нуля. Знаменитыми уроженцами города Лилль являются великие художники Эмиль Бернар и Поль Гоген, а также генерал Шарль де Голль. В Лилле можно увидеть смешение нескольких архитектурных стилей, в основном навеянных фламандской культурой. Таким образом, Лилль является архитектурным мостиком от Франции к Бельгии, а также к Нидерландам и Англии. Лилль считается одним из главных университетских центров во Франции. В городе учатся примерно 110 тысяч студентов. Лилль является третьим по величине речным портом во Франции после Парижа и Страсбурга.



История Лилля, согласно легенде, начинается с основания города в 640 году. Хотя первое упоминание о Лилле прослеживается в документах 1066 года, ряд археологических исследований доказывает, что эта территория была заселена еще в 2000 году до нашей эры. Изначально в регионе проживали галльские племена. Затем на территории нынешнего Лилля селились германские племена, саксы, фризы и франки. Название города происходит от слова "остров", поскольку эта территория в древности была болотистой. Островом назывался замок графов Фландрии, построенный на сухой части болотистой местности.
Граф Фландрии контролировал значительное количество старых римских городов, а также городов, основанных Каролингами. В связи с этим графство расширилось до левого берега реки Шельды, одного из самых богатых и процветающих регионов во всей Европе.
В Средние Века большую роль в жизни города Лилля сыграл Эврар, который жил в девятом веке и принимал активное участие во многих политических и военных событиях города.
С XII века в Лилле стали проводиться знаменитые текстильные ярмарки. В 1144 году был образован церковный приход Сан-Сувер, от которого произошло название современного квартала Сан-Сувер.
Графства Фландрии, Болоньи и Эно объединились с Англией и Римской Империей и объявили войну Франции и королю Филиппу Второму. Эта война окончилась в 1214 году победой Франции в Бувине. Инфант Фердинанд, граф Фландрии, был взят под стражу, а само графство осталось под руководством жены Фердинанда Жанны.
В 1224 году монах Бертран Рейнский при поддержке местных лордов попытался выдать себя за Балдвина Первого Константинопольского (отца Жанны), который исчез во время Адрианопольской битвы. Он подтолкнул королевства Фландрии и Эно к мятежу против Жанны в целях завоевания власти в Лилле. Графиня призвала на помощь своего кузена Людовика Восьмого, который разоблачил самозванца, и тот вскоре был повешен. В 1226 году Король согласился высвободить из-под стражи Фердинанда. Тот умер в 1233 году, а вскоре после него - и его дочь Мария.
В 1235 году графиня Жанна даровала Лиллю Хартию, в соответствии с которой выборы градоначальников Лилля должны были проводиться в каждый День Всех Святых четырьмя комиссарами. 6 февраля 1236 года она основала Госпиталь Герцогини, который и по сегодняшний день считается одним из самых красивых зданий в Старом Лилле. В честь Жанны в двадцатом веке был назван госпиталь Регионального Медицинского Университета Лилля.
Графиня умерла в 1244 году, не оставив после себя наследников. Бразды правления Фландрией и Эно перешли к сестре Жанны, Маргарите Второй, Графине Фландрии, затем к ее сыну.
Графство Фландрии перешло к Герцогству Бургундскому после женитьбы в 1369 году Маргариты Третьей, графини Фландрии, и Филиппа, Герцога Бургундского. Таким образом, Лилль, наряду с Брюсселем и Дижоном, стал одной из столиц Герцогства. К 1445 году в Лилле проживало около 25000 человек. Под руководством Филиппа Доброго, графа Бургундского, являвшегося даже более влиятельным, чем король Франции, Лилль стал административной и финансовой столицей.
В 1477 году, после смерти последнего герцога Бургундского Карла Смелого, Мария Бургундская вышла замуж за Максимилиана Австрийского, который и стал графом Фландрии. После окончания правления Императора Священной Римской Империи Карла Пятого город перешел во власть Испании.
XVI век для Лилля ознаменовался вспышкой чумы, ростом производства текстиля в регионе и восстаниями протестантов. Первые кальвинисты появились на территории Лилля в 1542 году. В 1578 году группа протестантских повстанцев осуществила штурм замка графов Мускрон. Лишь четыре месяца спустя протестанты были изгнаны из замка католиками. С 1581 по 1582 год повстанцы тщетно пытались захватить город Лилль. В 1581 году по повелению английской королевы Елизаветы в северной части Южных Нидерландов, где преимущественно проживали протестанты, образовались Соединенные Провинции.
В 1667 году король Франции Людовик Четырнадцатый успешно провел осаду Лилля, в результате которой город стал территорией Франции в соответствии с Аахенским договором 1668 года. Это вызвало волну недовольства у жителей процветающего города.
С 1708 по 1713 год Лилль был оккупирован голландцами во время Войны за Испанское Наследство. На протяжении XVIII века Лилль оставался католическим городом. Он практически не был тронут Французской Революцией, хотя в нем тоже проводились беспорядки, и было разрушено несколько церквей. В 1790 году в городе прошли первые муниципальные выборы.
В 1792 году, после завершения Французской Революции, австрийцы осадили Лилль. "Колонна Богини", установленная в 1842 году на "Великом Месте" в Лилле, символизирует победу Майора Франсуа Андре над захватчиками. Несмотря на то, что австрийская артиллерия уничтожила множество домов и главную церковь Лилля, город не сдался, и австрийцы через восемь дней вынуждены были покинуть его.
Численность населения в городе продолжала расти, и к 1800 году составляла уже около 53 тысяч человек. В 1804 году Лилль стал графством Северного департамента. В 1846 году была построена железная дорога, соединившая Лилль и Париж.
Континентальная блокада Соединенного Королевства в начале XIX века привела к еще более интенсивному росту текстильной промышленности в Лилле. Город стал знаменит производством хлопка, а близлежащие городки - производством шерстяной одежды.
К 1912 году численность населения в Лилле составляла уже 217.000 человек. Индустриальная революция заметно отразилась на промышленности Лилля.
В 1914 году лилльские войска смогли ввести в заблуждение немецкого противника, заявив, что у Лилля есть большие запасы артиллерии. На самом деле в городе была лишь одна пушка. Тем не менее, немецкие бомбардировщики уничтожили около 2200 строений и жилых домов в городе. Когда немцы раскрыли обман, они сожгли огромную часть Лилля, в последствии оккупировав его. Лилль был освобожден британскими войсками 17 октября 1918 года. Местные жители с радостью приветствовали освободителей.
В июле 1921 года в Лилльском Институте Пастера была изобретена первая вакцина против туберкулеза. В 1931 году Лилль ощутил на себе последствия Великой Депрессии: к 1935 году треть населения города проживала в нищете. В 1936 году мэр города Роже Саленгро стал Министром внутренних дел Народного фронта.
Лилль был захвачен фашистами в мае 1940 года после незначительного сопротивления пехотной дивизии. Когда была захвачена Бельгия, жители Лилля, памятуя о страшных событиях времен Первой мировой войны, начали покидать город. На протяжении войны Лилль контролировался немецким командиром из Брюсселя. Северный департамент и Па-де-Кале были освобождены в 1944 году британскими, американскими, канадскими и польскими войсками. 3 сентября 1944 года немецкие войска начали отступление из Лилля, опасаясь британцев, направлявшихся в Лилль из Брюсселя. К 1948 году Лилль практически восстановился после войны.
На протяжении 1960-70-х годов регион столкнулся с рядом проблем после упадка угольной, горной и текстильной промышленности. С 1980 года Лилль в основном сосредоточился на сфере услуг.
С открытием туннеля через Ла-Манш Лилль стал центром, соединяющим Париж и Лондон. В 2004 году Лилль был назван Культурной столицей Европы наряду с итальянским городом Генуей.

Информация

  • Страна: Франция
  • Регион: Нор-Па-де-Кале
  • Департамент: Нор
  • Округ: Лилль
  • Первое упоминание: 640 г
  • Площадь: 34,83 км²
  • Население: 227 533 человек (2011)
  • Названия жителей: лилльчане, лилльчанин, лилльчанка
  • Часовой пояс: UTC+1, летом UTC+2
  • Почтовые индексы: 59000, 59800
  • Код INSEE: 59350

Климат

Климат Лилля похож на британский и имеет четыре основных сезона: весну (с марта по июнь), лето (с июня по август), осень (с сентября по ноябрь) и зиму (с декабря по февраль). Летом температура в Лилле около 23° С, а самые низкие зимние температуры -2° С в январе. В Лилле редкие осадки в виде снега в зимний период.

Когда лучше приехать в Лилль

Летние месяцы (с июня по август) в Лилле являются хорошим временем для посещения. Погода в это время идеально подходит для прогулок в Старом Лилле и посиделок в кафе на свежем воздухе. Такие события, как уличный рынок Брадери в сентябре и рождественские ярмарки в декабре привлекают туристов в город.

Развлечения и отдых

Наряду с прогулками по городу и осмотром достопримечательностей любители театрального досуга могут порадовать себя походом в Оперу или театр Севастополь, билеты лучше бронировать заранее.
Туристов с детьми не оставит равнодушными прогулка по Зоологическому парку. Также Лилль во Франции располагает отличными возможностями для шопинга – бесчисленные магазины на улочках, расходящихся от Гран-Плас, Риур и Театральной площадей. На Бетюнской улице по субботам открыта ярмарка, пестрящая сувенирами и местными сырами, а каждый сентябрь в городе шумит уличный рынок Брадери.
В ресторанах Лилля гостей ждут блюда французской и бельгийской кухонь.

Отдых в ЛиллеАрхитектура ЛилляГостиницы Лилля

Достопримечательности Лилля

Дворец изящных искусств

Музей изящных искусств Лилля, основанный в 1792 году художником Луи-Жозефом Ватто, был одним из первых музеев Франции. Первоначально его фонды состояли из шедевров, ранее находившихся в Академии Искусств. Однако в 1801 году в рамках предпринятой Наполеоном Бонапартом кампании, целью которой было приблизить искусство к народу, город получил так называемый «революционный конфискат» (франц. - les saisies révolutionnaires). Это были части коллекций Лувра, Версаля, церквей Парижа, а также имущество эмигрантов – всё то, что захватили революционеры, а парижские музеи не могли принять. Первую опись имущества провёл сам Луи-Жозеф, а в дальнейшем ему помогал сохранять сокровища сын, художник Франсуа Ватто.
Несколько лет музей занимал бывшую часовню монастыря Братьев-созерцателей, затем переехал в верхний этаж здания ратуши. Коллекции постоянно пополнялись, шедеврам требовалось больше места. В 1885 началось строительство специального здания для музея, проект возглавили парижские зодчие Эдуар Берар и Фернан Дельма. В 1892 году величественный дворец в стиле belle époque напротив префектуры Лилля был завершён и торжественно открыт. Даже несмотря на то, что начальный проект был сокращён вдвое, результат превзошёл самые смелые ожидания, новое здание музея было уникальным. К концу 20 века дворец несколько обветшал, и в 1991-1997 годах были проведены работы по модификации музея. Целью было не только отреставрировать имеющееся здание, но и создать некое новое музейное пространство, располагающее, доступное, популярное среди людей. Архитекторы Жан-Марк Ибо и Мирто Витар предложили открыть музей с двух сторон, убрав южную стену внутреннего дворика. Напротив музея строится высокое стеклянное здание, в нём дворец многократно отражается, создавая эффект символической связи прошлого с настоящим. Проект приняли, и после завершения работ площадь музея увеличилась на 5 000 кв. м. Необычные гигантские входные светильники создал итальянский художник, архитектор и дизайнер Гаэтано Пеше.
Богатейшая коллекция лилльского Музея изящных искусств занимает второе место во Франции – после Лувра. Здесь можно увидеть творения Рафаэля, Донателло, Ван Дейка, Тиссо, Йорданса, Рембрандта, Гойи, Эль Греко, Давида, Коро, Курбе и многих других знаменитых художников и скульпторов. В этом музее становится совершенно очевидно, что строительство фортификаций – это тоже искусство: часть экспозиции составляют планы и макеты шестнадцати городов, где укрепления возводил Себастьян Вобан.
Добираться до площади de la République, где находится Дворец изящных искусств удобнее всего от станций метро République-Beaux Arts. Музей открыт круглый год, в понедельник – с 14:00 до 18:00, в остальные дни – с 10:00 до 18:00; обо всех мероприятиях, а также возможности посетить музей в составе экскурсионной группы, следует узнавать заранее.

Церковь святого Маврикия

Буквально в двух шагах от вокзала Lille Flandres находится церковь святого Маврикия. Её начали строить в конце 14 века, и работы в общей сложности длились около 500 лет. Первыми были возведены два последних пролёта нефа и три центральных пролёта трансепта, хоры, боковые капеллы, деамбулаторий и радиальные капеллы. В 15 веке завершили западную часть нефа и башню, в 16 столетии – трансепт. В течение следующих двух веков к нефу и хорам были достроены капеллы, а своды появились только в 1615-1623. В 19 столетии городской архитектор Филипп Канниссье начинает вести в церкви реставрационные работы. Именно благодаря мастерству Канниссье облик здания стал однородным; в восточной части были возведены ризницы, а к нефу добавились три пролёта и колокольня. Церковь стала очень просторной, так как в скором времени она должна была превратиться в кафедральный собор (проект не осуществился - в 1854 году началось строительство базилики Notre-Dame-de-la-Treille). Фасад украсили произведения лилльских скульпторов Анри Бьебюка, Феликса Уидье и Жюля-Виктора Эйда, в интерьере также появилось много произведений искусства. Во время Революции церковь была разграблена, однако к началу 19 века часть имущества удалось вернуть. Кроме того, сюда привезли множество картин из разрушенных монастырей и церквей Лилля. Окна украсили витражи работы Шарля Годеле, выполненные по эскизам Виктора Мотте; во время войн витражи пострадали от бомбардировок, но впоследствии были восстановлены.
В архитектурном отношении эта однонефная церковь представляет собой так называемый зальный храм: здание вытянуто в длину, все пролёты нефа имеют одинаковую высоту; стиль очень близок к брабантской готике, характерной для церквей, строившихся в Нидерландах. Башню фасада венчает ажурная «стрелка». Интерьер оформлен довольно сдержанно, капители колонн декорированы изображениями вьющихся растений. Необычна апсида: деамбулаторий и капеллы перекрыты одним сводом, эта часть здания напоминает древнюю коллегиальную церковь святого Петра, разрушенную во время Революции.
Церковь святого Маврикия хранит множество произведений искусства: скульптуры 17-20 веков, предметы культа, картины самых известных авторов (Луи Ватто, Жана-Батиста Россиньоля и многих других). Принято особо выделять некоторые, например, полотна Якоба ван Оста Младшего (1639-1713): «Экстаз святой Терезы», «Святой Антоний Падуанский и младенец Иисус» и многие другие. Ещё один шедевр – дароносица святого Маврикия работы лилльского мастера Луи Дебуври, это одно из красивейших ювелирных творений в неоготическом стиле. Здесь же можно увидеть надгробный памятник Шарлю Фердинанду де Бурбону, герцогу беррийскому, выполненный парижским скульптором Эдме-Этьеном Гуа. Отдельного упоминания заслуживают монументальные неоготические красочные витражи Шарля Годеле, украшающие неф и хоры.
Церковь действующая, здесь проводятся службы, а также регулярно проходят выставки, концерты и прочие мероприятия. Добираться сюда удобнее всего от станции метро или вокзала Lille Flandres – примерно 5 минут пешком.

Цитадель

27 августа 1667 года в ходе войны за Испанские Нидерланды после девяти дней осады войсками Людовика XIV Лилль сдался. Король сразу же решил укрепить завоёванные земли и, рассмотрев проекты фортификаций, предложенные шевалье де Клервиллем и Себастьяном Вобаном, выбрал вариант последнего. Вобан спроектировал укрепление с пятью бастионами так, как делал всегда - с учётом естественных условий местности. На сей раз такими условиями стали болотистые почвы к северо-западу от города; здесь соединялись воды Дёль и Бюке, и с их помощью была создана целая система, которая позволяла при необходимости затопить подходы к цитадели. Работы начались в 1667 под личным руководством автора проекта, которому помогал лилльский зодчий Симон Воллан. Был прорыт канал от Верхней Дёль, около 2000 человек участвовали в строительстве укреплений, более 60 миллионов кирпичей было уложено. Спустя три года крепость была практически завершена и готова принять первые воинские части. Лилльская цитадель стала первым действительно крупным фортификационным сооружением Вобана, «королевой цитаделей». За основу был взят принцип бастионных укреплений, разработанный в 16 веке итальянскими инженерами. Стены сооружений прочные и толстые; у башен нет крыши, они превращены в бастионы, просторные платформы для установки артиллерии. За крепостной стеной защита составлена в определённой последовательности из рвов, «клещей» (укреплений с входящим углом), равелинов (укреплений в форме угла, вершиной к противнику) и крытых ходов; всё это вместе позволяет держать врага на расстоянии. Опытный Вобан, сам участвовавший в атаках, прекрасно понимал, что неприступных крепостей в принципе не бывает. Однако благодаря такому количеству препятствий на пути противника, у тех, кто держит оборону, была возможность перегруппироваться или дождаться подкрепления. Если говорить упрощённо, цитадель в плане представляла собой пятиугольник с «именным» бастионом в каждой вершине: Анжу, Королева, Тюренн, Дофин и Король. Между бастионами находились куртины (части крепостного вала), в центре которых располагались пять входов в цитадель. В самом центре сооружения постройки группировались вокруг главной пятиугольной площади.
Крепость, стоящая немного в стороне от Лилля, фактически была небольшим отдельным фламандским городком со своей главной площадью, улицами, церковью, магазинами, цирюльниками и даже мельницей (отсюда и название – «цитадель» - «citta della» - итал. маленький город). Постройки лилльского стиля, на который повлияло соседство с Испанскими Нидерландами, гармонично сочетались с типично французскими домиками. Местная церковь с величественным деревянным сводом стала для Лилля первым зданием в так называемом иезуитском стиле. Горожане были избавлены от необходимости где-то селить своих доблестных защитников, как предписывал акт о капитуляции. Для властей же большим плюсом стал тот факт, что из цитадели было удобно контролировать местное население.
Цитадель стала частью сложной фортификационной системы. Вобан расширил крепостную стену к северо-востоку и модернизировал старинные укрепления периода испанского владычества. В южной части города, в квартале Saint-Sauveur по приказу короля вырос ещё один бастион, а в 1717 был построен корпус Grand’Garde для размещения королевских гвардейцев. Благодаря Вобану, Лилль расширился в северо-восточном направлении, появился новый квартал. В 1708 году во время войны за Испанское Наследство «королева цитаделей» достойно выдержала битву и осаду; однако силы нападавших союзных войск (Англия, Голландия и Австрия) изначально в несколько раз превышали количество защитников города, поэтому Людовик XIV вскоре решил капитулировать, и в течение пяти лет Лилль был оккупирован голландцами. Но это в итоге лишь укрепило национальное единство. С начала 18 века в цитадели проводили работы по благоустройству, её модернизировали, реставрировали и перестраивали некоторые здания с целью приспособить их к нуждам армии. В период между двумя мировыми войнами городскую крепостную стену снесли, а цитадель Вобана так и оставалась военным объектом. С 30-х годов прошлого века цитадель признана историческим памятником, и большей её части удалось хорошо сохраниться, несмотря на периодические «посягательства»: так, например, в своё время на земле, окружавшей фортификации, была организована большая парковка, а на территории укрепления хотели сделать стадион. В наше время здесь размещается одно из структурных подразделений НАТО - Французский корпус войск быстрого реагирования (CRRFR).
После расширения Лилля в 1858 году часть построек цитадели оказалась внутри новой крепостной стены, в этой зоне разбили сад (Jardin de la Citadelle). Очень скоро горожане придумали ему новое имя, сад стал называться «Булонским лесом» в честь своего знаменитого тёзки в Париже. К 1880 году часть фортификаций с другой стороны превращают в парк – Дёльский Лес (Bois de la Deûle); так как место всё-таки принадлежит военным, здесь ограничиваются тем, что высаживают деревья, прокладывают тропинки и ставят скамейки. После Второй мировой войны у входа в лес появляется парк для детей, а чуть позже – зоопарк. В наше время парк возле Цитадели – это настоящие лёгкие города, место, где можно отдыхать, гулять и даже ловить рыбу.
Несмотря на то, что на территории Цитадели находятся военные, её можно посетить - городской офис по туризму организует экскурсии по четвергам, пятницам и воскресеньям в период со 2 мая по 29 августа. Необходимо записываться минимум за двое суток до предполагаемой даты экскурсии, а во время визита с собой нужно брать документы, удостоверяющие личность. Добираться удобно от станций метро Rihour, République - des Beaux Arts или от кафедрального собора (примерно 20 минут пешком).

Кафедральный собор

История создания лилльского кафедрального собора связана с одной интересной скульптурой 12 века. Примерно в 1238-1254 годах в самой могущественной на тот момент церкви Лилля – коллегиальной церкви святого Петра появилась статуя Богоматери Виноградной Лозы (Notre Dame de la Treille). Её имя произошло от названия виноградника (treola, франц. – treille - лоза), находившегося неподалёку от города. Голова скульптуры была сделана из мрамора, а туловище – из раскрашенного белого камня. Красивая статуя оказалась непростой: в течение нескольких веков с её участием происходили целые серии чудес. 28 октября 1634 мэр Лилля Жан лё Вассёр возложил к её ногам ключи от города, и Мадонна стала официальной покровительницей Лилля. Отныне праздник в её честь отмечался 28 октября, а не как раньше - в первое воскресенье после Дня Святой Троицы. За время своего существования статуя Богоматери перенесла многое: в 14 веке после разгрома церкви святого Петра от неё осталась лишь мраморная голова; в 15 веке статую восстановили «до колен», а завершилась реставрация Мадонны при Людовике XIV. В конце 18 столетия родной дом Мадонны - коллегиальная церковь святого Петра перестала существовать, Богоматери более не оказывали должного почтения. Статую купил один священник, он поместил Мадонну в церковь святой Екатерины, где она буквально стояла в углу, пока в 19 веке новый кюре церкви Шарль Бернар не решил восстановить культ почитания Богоматери Виноградной Лозы. Местные промышленники поддержали кюре, так появился замысел построить роскошную церковь в стиле готики 13 века. Конкурс на лучший проект был международным, архитекторы представили 41 идею. Победил лилльский зодчий Шарль Леруа, и в 1854 году был заложен и благословлён первый камень в фундаменте храма. Уже в 1872 чудотворная статуя заняла подобающее ей место в новой церкви, а спустя 150 лет после начала строительства кафедральный собор был закончен (в наше время работы вели ирландский инженер Питер Райс, специалист по стальным конструкциям, и лилльский архитектор Пьер-Луи Карлье).
Здание собора построено в неоготическом стиле. Главный фасад – его создавал Пьер-Луи Карлье – выглядит совершенно самостоятельным архитектурным произведением. Его центральная часть исполнена в виде 30-метровой стрельчатой арки, облицованной тонкими пластинками белого мрамора, которые скреплены металлической конструкцией Питера Райса. Вверху – традиционный круглый витраж работы Ладисласа Кижно с целым калейдоскопом изображений. Здесь можно увидеть и Воскресение Христа, и древо Иессея, и архангела Михаила, который борется с драконом, а также многие христианские символы. Центральный портал украшен изображением Девы Марии и виноградных лоз. Северный портал посвящён святому Иосифу, южный – святому Губерту, оба портала декорированы множеством скульптур. Напротив южного портала располагается трёхэтажная кирпичная колокольня, на каждом из этажей находятся колокола с различными голосами.
Великолепен и интерьер собора, помещения пышно декорированы живописными мозаиками, витражами. В просторной крипте находятся погребения епископов и некоторых лилльских промышленников, а в апсиде можно увидеть символический надгробный камень Жана лё Вассёра (символический – так как его останки были спрятаны во время Революции).
До кафедрального собора, расположенного в центре города, в квартале Vieux Lille, удобно добираться от станций метро Rihour или Gare Lille-Flandre, но ближе всего – от Госпиталя Графини. Посетителям здесь будут рады в любой день недели (кроме четверга, когда собор закрыт).

Опера

В 1903 году после того, как сгорело старое здание лилльского оперного театра, муниципалитет объявил конкурс на лучший проект нового театра. Тендер выиграл Луи-Мари Кордоннье, вдохновлённый архитектурой Опера Гарнье в Париже и итальянских театров. В 1914 ещё незавершённое здание театра занимают немецкие войска. За четыре года оккупации в театре прошло около ста постановок, а уже после войны здание отреставрировали, и «французская премьера» состоялась в 1923. Долгие годы театр продолжал работать, пока в 1998 инспекция по безопасности не заставила власти закрыть его в самый разгар сезона; с этого момента благоустройством лилльской оперы занимались архитекторы Патрис Неринк и Пьер-Луи Карлье. Обновлённый театр открыл двери в конце 2003, за несколько месяцев до того, как Лилль был объявлен культурной столицей Европы.
С точки зрения архитектуры здание Оперы относится к неоклассике; на фронтоне изображён покровитель искусств Аполлон в окружении муз, скульптуры выполнены Ипполитом Лефевром. Слева от группы находится аллегорическое изображение Музыки работы Амедео Кордоннье, а справа – скульптура Эктора Лемэра «Трагедия». Внутренняя лестница выполнена в пышном стиле Людовика XIV. Огромный «итальянский» зал, пожалуй, один из последних построенных во Франции, может принять более 1000 зрителей. Оперный театр находится в двух шагах от торгово-промышленной палаты Лилля, добираться сюда удобно от станции метро Rihour.

Парижские ворота

Парижские ворота были построены между 1685 и 1692 годами на остатках средневековых укреплений в том месте, где прежде находились Ворота Больных (Porte des Malades). Именно через них в августе 1667 Людовик XIV вошёл в Лилль, чтобы получить от магистрата ключи от города. Год спустя, согласно Ахенскому миру, Лилль был присоединён к Франции, и в память об этом событии Людовик поручил зодчему Симону Воллану построить новые ворота на месте старых. В архитектуре этой триумфальной арки массивность и военная строгость сочетается с изысканностью барокко: если смотреть на фасад со стороны входа в город, в нижней части можно увидеть скульптуры бога войны Марса и Геркулеса, символизирующего силу. В центральной части над аркой расположены изображения герба города и королевских лилий. На вершине в центре находится аллегорическая скульптура Победы с золочёным лавровым венком для Людовика XIV, справа и слева от неё расположились ангелы, трубящие во славу короля. Арку окружает каменный парапет, «декорированный» снарядами. С 1875 года Парижские ворота признаны историческим памятником. Арка находится на Place Simon Vollant, что в нескольких минутах ходьбы от городской Ратуши или Гентского госпиталя.

Церковь Спасителя

Ещё один красивый храм в квартале Lille-Centre – церковь Спасителя - был построен здесь на месте готической церкви 14 века, которая сгорела в 1896 году. Проектом по возведению новой церкви (1898 – 1902) руководил архитектор Франсуа-Жозеф Делемер, сумевший гармонично объединить эклектику с неовизантийским стилем.
Церковь трёхнефная, здание в плане имеет привычную форму латинского креста. Интересно сочетание нескольких типов перекрытий: центральный неф венчает круглый цилиндрический купол, средокрестие – полусферический, а хоры перекрыты куполом в форме четверти сферы. Колокольня расположена за алтарным выступом, а не привычно возле фасада. В качестве строительных материалов использованы кирпич, известняк и песчаник.
От средневековой церкви уцелели несколько витражей работы Эдуара Дидрона (1867) - они установлены в хорах – главный алтарь и алтарь святых Ангелов. Остальные витражи выполнены разными мастерами и относятся к первой половине 20 столетия.
Добраться до церкви, которая находится на улице Saint-Sauveur, удобно на метро: ближайшая станция Mairie de Lille расположена примерно в 100 метрах от храма.

Дворец Риур

На площади Rihour можно увидеть то, что осталось Лиллю в наследство от бургундских герцогов. В 1450 году Филипп Добрый (Филипп III Бургундский) после удачных переговоров с городскими властями добился субсидий на строительство нового дворца на болотистом участке между двумя рукавами реки Дёль. Проект здания разработал архитектор Эврар де Мазьер, строительство продолжалось около двадцати лет и завершилось уже при Карле Смелом. Дворец состоял из четырёх разновеликих крыльев, образовывавших четырёхугольник, внутри которого находился парадный двор. Очень скоро зданию потребовался ремонт, так как материал для строительства был среднего качества, да и болотистые почвы не способствовали сохранению прочности фундамента постройки. После смерти в 1477 году последнего бургундского герцога Карла Смелого дворец, как и весь город, перешел к Габсбургам, а в 1555 при разделе ограмной империи Габсбургов оказался в собственности Испании. В 1664 году городские власти купили дворец у испанского короля и, немного облагородив северный фасад здания, превратили его в ратушу. В 1700 году северное крыло сильно пострадало от пожара во время ночного бала; постройку восстановили в стиле, современном для той эпохи. В 1756 ещё один пожар повредил западное крыло – его впоследствии отстроили в стиле Людовика XIV. В 1846 году в здании дворца состоялась премьера «Железнодорожной кантаты» Гектора Берлиоза («Le Chant des chemins de fer»), написанной в честь открытия первой во Франции железнодорожной ветки Париж-Лилль. Композитор сам стоял за дирижёрским пультом в ратуше города, который он считал самым музыкальным во Франции. Позже часть юго-восточного крыла дворца сгорела, а в 1847 его снесли, чтобы под руководством Шарля-Сезара Бенвинья полностью отстроить в нео-ренессансном стиле. К 1859 году от всех построек 15 века сохранились лишь часовня и парадная лестница. Первой очень повезло с фундаментом – он был образован остатками зданий, стоявших здесь задолго до появления дворца, а лестницу аккуратно, камешек к камешку, развернули на 90 градусов относительно её первоначального положения. Ещё один пожар в 1916 году уничтожил большую часть зданий Лилля, в том числе и новый дворец Риур. Уцелели снова только часовня и лестница, а кроме того, несколько кирпичных аркад. В 1929 перед руинами вырос монумент в память событий, которые пришлось пережить городу в период Первой мировой войны. Часовня, лестница и караульное помещение существуют и теперь, а под площадью Риур расположены несколько заброшенных просторных погребов дворца. Архитектура здания представляет позднюю готику: окна с импостами, восьмиугольная башенка с витой лестницей внутри, сводчатые потолки караульного помещения. В наши дни в сохранившихся частях дворца располагается городская туристическая служба. Добираться сюда удобнее всего от одноимённой станции метро – Rihour, она находится примерно в пяти минутах ходьбы.

Все о ЛилеОписания ЛиляЭкскурсии в Лиле

Что посмотреть в городе Лилль(видео)

Источник. visavis-tour.narod.ru, cult-turist.ru