СапаСапа — гористая местность, край облаков, водопадов и полей-террас на северо-западе Вьетнама. Отправным пунктом сюда, как правило, служит город Лаокай — столица одноименной провинции, расположенной в 340 км от столицы и в 40 км к юго-востоку от Сапы. Четыре поезда ежедневно уходят с вокзала Ханоя на улице Ле Зуан в направлении Лаокая. Три из них отправляются вечером (лучше выбрать тот, который отходит около 23 ч) — в их кондиционированных купе путешественник может прекрасно отдохнуть и выспаться (1-й класс — 30 USD). Единственный утренний поезд гораздо менее удобен: в нем есть только твердые сидячие места, а билет стоит дороже проезда в автобусах, которые также совершают рейсы в Лаокай с ханойского железнодорожного вокзала (10 часов, 60 000 донгов). Ночные поезда прибывают в Лаокай около 5 —6 часов утра. Этот город с населением более полумиллиона человек стал в феврале 1979 г. одной из главных целей китайского вторжения.



Артобстрел и ожесточенные уличные бои превратили Лаокай в руины. Сейчас вы уже не увидите следов войны — город давно отстроился и выглядит уютно и мирно. Более того, в 3 км к северу от него расположен погранпереход, через который можно выехать на территорию бывшего противника. В самом Лаокае нет ничего достойного внимания.

История Сапы

Довольствуясь тучными землями приморских равнин, вьеты никогда не испытывали интереса к труднодоступным горам, лежащим на границе китайской провинции Юньнань. Населенная многочисленными племенами горцев Сапа была «открыта» французами в конце 1880-х гг. В 1903 г. на месте будущего города возник военный пост — так название «Сапа» впервые появилось на карте местности, составленной армейскими топографами двумя годами ранее.
В 1912 г. здесь появился санаторий для офицеров тонкинских войск, а с 1914 г. у государственных чиновников повелось проводить в прохладной Сапе жаркие летние месяцы. С 1917 г. в Сапе начало действовать туристическое бюро, проложившее в окрестностях известные ныне пешеходные маршруты. Очень быстро, уже к началу 1920-х гг., город разросся, украсившись отелями и частными виллами. Французы, облюбовавшие это место, называли его Шапа, делая ударение на последнем слоге. Вслед за туристами-колонизаторами в Сапу потянулись вьетнамцы, обслуживавшие их нужды.
С началом II мировой войны курорт быстро пришел в упадок — в то тяжелое время было не до отдыха. Еще больше усугубилась ситуация в 1947 г., когда летняя столица Французского Индокитая была впервые атакована отрядами Вьетминя. Спустя два года колониальные войска окончательно оставили город, а в 1952 г. французская авиация подвергла Сапу «прощальной» бомбардировке, разрушившей большинство колониальных построек, которых к тому времени насчитывалось почти две сотни. Вьетнамское население Сапы надолго покинуло разрушенный город. Возвращаться сюда начали лишь в конце 1960-х гг. В 1979 г. Сапа стала крайней точкой продвижения китайских войск в глубь вьетнамской территории. В 1993 г., в связи с общими переменами в стране, регион открылся для международного туризма. Ныне в Сапе и ее окрестностях имеется 44 отеля разного уровня.
Местное коренное население состоит преимущественно из представителей малых народностей гор. 52% составляют хмоны, 25% — зао, 5% — тай и 2% — зиай. Самая малочисленная этническая группа Сапы — сафо. Вьеты составляют всего лишь 15% от 40-тысячного населения района. В самом городе проживает 7 тыс. человек, все они заняты в индустрии туризма. Несмотря на военное лихолетье и долгие годы запустения, в Сапе до сих пор ощущается французское присутствие: сохранилась старая планировка, уцелели фрагменты колониальной застройки, а на улицах то и дело попадаются вывески на французском языке Auberge («гостиница») или Lessive («прачечная»).

Достопримечательности

Альфа и омега Сапы — это рынок. Даже не выбираясь из города, здесь можно познакомиться с представителями всех местных народов, сделать самые удачные снимки и купить сувениры. Женщины-горянки и сегодня носят колоритную традиционную одежду и серебряные украшения — это делается отнюдь не в угоду туристам. Представительниц народа цзао можно узнать по красным шарфам, повязанным вокруг головы. Хмонки носят преимущественно черные или синие костюмы, украшенные ручной вышивкой. Характерные вязаные гетры, которые можно увидеть на ногах женщин, называются ла пенг пе (la peng pe). Рынок в Сапе лучше посещать по воскресеньям, когда сюда приходят жители близлежащих деревень.
Высочайшая гора Вьетнама Фаншипан (Fan Si Pan) (3143 м над уровнем моря) находится совсем недалеко — на расстоянии 19 км от города. Впрочем, дорога к ее подножию настолько трудна, что даже опытные спортсмены вынуждены тратить на преодоление этого расстояния 2 — 3 дня. Нижние склоны Фаншипан покрыты лесами, и, в силу местных особенностей, воздух там чрезвычайно влажный. Если вы подниметесь выше отметки в 1500 м, вас будут подстерегать холод и облачность. Для восхождения не требуются ни специальная подготовка, ни снаряжение (за исключением альпенштока, трекинговой обуви и теплой одежды).
В ясную погоду Фаншипан хорошо видно из Сапы — так же, как и остальные вершины цепи Хоангльен. Не зря в колониальную эпохуШапа эта горная система получила прозвище «Тонкинские Альпы». Вообще горные виды — это главное из того, ради чего стоит приехать в Сапу. В ясный день, встав пораньше, здесь можно стать свидетелем удивительной игры солнечных лучей на зеленых склонах. Служивший в Индокитае французский поэт Жорж Риман, будучи в Сапе, записал в дневнике: «Солнце появилось на одном уровне со мной, и если гора была большой, то моя тень стала бесконечной. Никогда не думал, что я так велик. Увы, это длилось лишь минуту!». Приятную экскурсию можно совершить, съездив из Сапы к водопаду Тамбак (Tham Вас, или Серебряный водопад) и перевалу Чамтон (Tram Ton). Чамтон — самый высокий перевал Вьетнама (1900 м над уровнем моря), расположен он в 15 км от Сапы, на северном склоне Фаншипан. Этот перевал проезжают по дороге на Лайтяу (Lai Chau). Хотя в высшей точке перевала холодно и туманно, на склоне, обращенном к Лайтяу, всегда светит солнце: по перевалу проходит граница двух погодных зон. еребряный водопад находится в 5 км от перевала в сторону Сапы — вход на смотровую площадку обойдется в 3000 донгов. Се ом до перевала с остановкой у водопада будет стоить 50 000 — 60 000 донгов (туда-обратно поездка занимает около часа).

Информация

  • Страна: Вьетнам

Источник. smileplanet.ru