Ботик Петра IБотик (или деревянное судно) сыграло огромную роль в развитии судостроения, морского дела и в целом флота в нашей стране. Отреставрированный после случайной находки Петром I корабль послужил толчком к развитию революционных преобразовательных идей царя. Поэтому ботик является уникальной реликвией и памятником истории России. Любой школьник сегодня расскажет вам о роли кораблестроения в истории и судьбе государств. Если спросить его (школьника) о значении этой отрасли для нашей страны, то, скорее всего, ребенок начнет рассказывать об эпохе Петра I с преобразованиями и новшествами, в том числе и в области судо- и кораблестроения. И будет прав. Ведь это сейчас, достав из кармана свой личный или корпоративный мобильный телефон, вы можете связаться с любой точкой мира. «МТС. На шаг впереди» - как гласит рекламный слоган. Да, технологии шагнули вперед со времен Петра I. В его эпоху единственной связью с другими государствами и странами были морские суда. И, бесспорно, роль первого Всероссийского Императора в развитии судостроения в стране переоценить невозможно.



Широкую известность получили его ботики. Что такое ботик? Это дубовая шлюпка голландского типа. Пристрастие к наукам и западному образу жизни Петра I общеизвестны, поэтому откуда берется тип судна ясно вполне.
Корабль из «потешной флотилии» императора, который сохранился до настоящего времени на Плещеевом озере (юго-запад Ярославской области), - это ботик «Фортуна». Ученые считают, что его построил сам Петр. Но мы хотим поговорить о другом представителе флотилии, который получил гордое название Дедушка Российского Флота - ботик «Святой Николай».
Это, как и «Фортуна», также деревянное (из дуба) судно с плавными обводами носовой части и красивой резьбой. История его во многом примечательна. Ботик был найден самим императором в Измайлове. Молодой тогда и увлекающийся Петр загорелся идеей исправить судно и спустить его на воду. По просьбе правителя голландский корабельный мастер Брандт, проживающий тогда в Москве, взялся отремонтировать ботик. Закончилась реставрация в 1688 году, когда уде действующее судно было спушено в речку Яузу. Именно на этом ботике Петр I начал изучать морское дело, учился ходить под парусом. Как он сам признавался, ботик «Святой Николай» стал для Российского флота «плодоносным семенем». Конечно, плодоносным, ведь настоящее увлечение Петра кораблестроением, флотскими науками и морским делом началось именно с прогулок на этом судне в юности. Теперь становится ясным и откуда пошло название Дедушка Российского Флота.
До 1701 года ботик находился в Измайлове, а потом был переведен в Московский Кремль. Там он хранился под навесом и был почти забыт. Однако в 1722 году, отмечая подписание Ништадтского мирного договора, Петр I вспомнил о найденном в молодости ботике и решил отдать ему честь. Судно было выставлено в центре Кремля на специальную тумбу-постамент, где проходящие мимо могли им полюбоваться. Через год (в 1723) правитель решил отправить свою уникальную и историческую находку в Санкт-Петербург, где ботик торжественно встречали салютом на Неве у Петропавловской крепости. Указом Петра теперь предписывалось в каждую годовщину заключения Ништадтского мирного договора спускать судно на воду, провозить по Неве и обратно. Через несколько десятков лет около Петропавловского собора на территории крепости было построено специальное помещение для ботика, названное «Ботный домик».
В 19 веке ботик неоднократно покидал свой «домик». Его вывозили на различные годовщины и празднования, связанные с военно-морским флотом нашей страны, и на различные выставки. Например, отреставрированное судно вывозила на Всероссийскую политехническую выставку в Москве.
В 1928 году ботик был передан на хранение в Новый Петергоф, а с 1940 года он находится в Центральном военно-морском музее. Во время Великой Отечественной войны судно эвакуировали в Ульяновск по реке. А в 1946 году снова вернули в музей уже по железной дороге.
В истории строительства и появления ботика много разногласий и неточностей. Одни исследователи утверждают, что судно было построено русскими плотниками по голландским чертежам под руководством голландских мастеров в районе впадения Оки в Москву-реку. Потом, по их мнению, ботик был перевезен в Москву, но перед ледоколом его вытащили на сушу, и с того времени он больше не плавал. Другие ученые считают, что судно было изготовлено в Англии, доставлено в Россию в 40-х годах 17 века и стояло в непригодном для использования состоянии в царских амбарах Измайлова, пока там его не приметил Петр I. Не будем вдаваться в эти споры, ведь сегодня узнать достоверную историю появления ботика в России крайне сложно. Но не можем не признать тот факт, что Дедушка Российского Флота – настоящая историческая морская реликвия и гордость нашей страны. Этот ботик хранит память о создании регулярного государственного флота, развитии отечественного кораблестроения и мореплавания.
Любителям морского флота и его истории будет интересно приобрести макет ботика Петра I. Например, этот корабль в бутылке. Оригинальным был бы такой подарок гостям Москвы. Конечно, если вы более практичны, то выберите вариант приобрести, к примеру, красивый номер какого-либо сотового оператора или новый предмет гардероба, но и реликвия морского флота России в миниатюре, хранящая память об истории нашей страны, тоже станет замечательным и интересным подарком.

Информация

  • Дата основания: 1803
  • Местонахождение: Веськово, Переславский район
  • Страна: Россия