Крыпецкий монастырьКрыпецкий Иоанно - Богословский мужской монастырь, находится во Псковской епархии, в в 23 километрах от Пскова. Основатель обители - Савва пришёл в Псков с Св. Афонской горы или из Сербии и сперва поселился в Снетогорском монастыре, близ г. Пскова, там был принят игуменом и братией. Но близость этой обители от города и стремление к пустынножительству побудили Савву покинуть Снетогорский монастырь и перейти в Елизаровский, к Преподобному Евфросину, у которого он пробыл несколько лет. Потом, желая ещё строжайшего уединения, одинокой жизни и подвижничества Савва выпросил у Евфросина благословение на пустынножительство. Он удалился в глубь лесных болот, и поселился в урочище под названием Крыпцы, находившемся в непроходимом месте, где жили только медведи и другие дикие звери, около озера, обильного рыбой. Там, на камне Савва поставил себе малую хижину и там жил в посте и молитве. Нелегко ему приходилось в глухом лесу, среди топких болот, зверья и комарья. Возделывал землю, чтобы от своих трудов питаться, а не от чужих. Вскоре к нему стали стекаться на жительство ученики, привлекаемые молвою о святой его жизни.



В 1487 году был официально основан мужской монастырь "на вече". Ему дана была крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения. Первый храм монастыря был деревянным. Ныне существующий каменный собор построен в 1557 году.
Не желая сам начальствовать, блаженный старец в обители своей поставил Игумена по имени Кассиана, и устроил общежительство, не дозволяя никому из братии считать что - либо своим, хотя бы кто и пожертвовал из имения своего при вступлении в монастырь. В келии у самого Саввы ничего не было, кроме иконы Спасителя и Божией Матери, убогой мантии да ветхой рогожки, на которой он ложился для короткого отдыха. Крыпецкий отшельник, как описывает его житие, был велик ростом, с бородой седою, как снег, густою и не очень длинною. Преставился преподобный Савва 28 августа 1495 года. Ученики с великим плачем погребли Савву на правой стороне построенной им деревянной церкви Св. Иоанна Богослова.
Спустя 50 лет по смерти Саввы его житие писал монах Василий из Крипецкого монастыря. В музее Паганкины палаты сегодня находится Сербское Евангелие, принадлежавшее Савве и икона к. 16 века с изображением Саввы Крипецкого, с клеймами вокруг, где изображены сцены его жизни.
Связь Крыпецкого монастыря с Москвой при Борисе Годунове приняла обратный характер: на погибель Москве. Демократический Псков в смутное время стоял за самозванцев, даже выдвинул своего. Существует легенда, что Григорий Отрепьев бежал в Литву через Крыпецкий монастырь; что в монастыре он переночевал. Здесь у Григория были знакомые и он передал своё имя монаху Леониду, с которым поспешил дальше. Быть может эту историю слышал в Пскове Пушкин: ведь "Борис Годунов" написан им на Псковщине.
В 17 веке при царе Алексее Михайловиче в этом монастыре пребывал "во иночестве" Афанасий Лаврентьевич Ордин - Нащокин - крупный сановник, начальник Посольского приказа, любимец царя. Он был образован, великолепно владел ин. языками, знал математику. Он становится министром иностранных дел, организовал на Чёрном море и на Каспии флот. В 1672 году удаляется от гос. дел и становится монахом Антонием. При нём уничтожили звонницу и над трапезной церковью надстроили столп колокольни по московскому образцу.
В нач. 18 века монастырь восстанавливали после длительного запустения, в 1782 году он сильно горел "от варения монашествующей братией к празднику Иоанна Богослова квасу".
В нач. 19 века в монастыре живал митрополит Евгений Болховитинов - просвещённый человек, друг Державина. Евгений Болховитинов много писал, собирал историю Псковских монастырей, написал "Историю княжества Псковского". С 1816 по 1822 год Е. Болховитинов возглавлял Псковскую епархию и жил в Снетогорском монастыре. Он ценил особую красоту Крыпецкого монастыря. Для него трапезную палату превратили в настоятельские покои, сняв с неё своды и расширив окна. Колокольню ещё раз перестроили, но теперь на санкт-петербургский манер.
Монастырь был закрыт в 1918 году, а собор - в 1923 году. В 1990 году монастырь передан государством церкви.
В к. 19 - н. 20 века в Крыпецком монастыре жил монах Корнилий (ум. в 1903г.). Имя которого стало известным многим и вне пределов Псковского края в связи с его примечательным завещанием - пророчеством о своём погребении "головой на север". Слова Корнилия - "и будет это на бедствие Росси" - вызвали интерес к его личности. Корнилий утверждал, что бедствия России окончатся, как только тело будет предано земле по чину православной Церкви, т. е. лицом на восток. Монах Корнилий - уроженец д. Великое Село, расположенной в 7 км от Пскова. О детстве монаха Корнилия сохранилось очень мало сведений. Мальчик Лука (мирское имя Корнилия) с 3 лет был наделён удивительным даром прозорливости, ясновиденья. А будучи десятилетним мальчиком, видел то, что происходило в ближайшей деревне, знал то, что произойдёт в ближайшие дни. Где и когда пострижен в монашество - неизвестно. Вероятно, что в ранней молодости ушёл в Крыпецкой монастырь на послушание и там же был причислен к иноческому лику. Была в нём великая любовь к людям. Любимым изречением старца было: "Другому пожелаешь - себе получишь!". Многим людям Корнилий предсказал будущее, а так же и другие грядущие события. А в 1900 г. за 17 лет до свержения дома Романовых Корнилий сказал: "Не будет у нас царя! Сменят его, как плохого хозяина".
В 1905 году сбылось пророчество Корнилия, о том, что колокольня обагрится кровью. На ней, действительно, было убито несколько монахов. Корнилий предсказал также день и час своей смерти. Говорил он и о том, что тело его не опустят в землю в день отпевания. И, действительно, гроб старца после отпевания не сразу был предан земле, потому что настоятеля не было тогда в монастыре. На время гроб поставили в склеп под часовней. Не дождавшись настоятеля монастырские работники похоронили старца, положив его головою … на север. Так исполнилось пророчество Корнилия о своём необычном погребении.
"Похоронят меня, - говорил, - вся Россия заплачет." И действительно, через год началась русско - японская война. Стала "плакать Россия". Но Корнилий предсказывал и конец этих бедствий. "Когда тело моё переложат как следует, тогда и окончаться бедствия России. В 1913 году, спустя 10 лет после смерти Корнилия, нашлись люди хотевшие исполнить последнюю волю покойного: передать его тело правильному погребению. Но это дело не вызвало интереса, т. к. люди от которых зависело решение этого вопроса усомнились в достоверности этого пророчества.
В 1917 - 1918 годах Крыпецкий монастырь переживал тяжёлые дни. Серебряковцы разорили его, увели скот, увезли все запасы продуктов. Игумен и часть монашествующих были арестованы. В эти смутные дни вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве Корнилия. Игумен Нафанаил созвал братию на совет. На совете решили исполнить волю почившего Корнилия. Могила старца была отрыта, была отслужена панихида. Гроб, действительно, был опущен неправильно. При вскрытии могилы Корнилия присутствовала женщина, хорошо его знавшая и семью которой он часто навещал. Его переложили, не открывая. Было уже поздно, совершенно темно. Тут женщина вспомнила, что сделали что-то не так. К тому же нагрянули красногвардейцы из отряда Серебрякова. Начались допросы.
И так, первая попытка выполнить завещание Корнилия потерпела неудачу. В 1943 - 1944 годах вновь поднимался вопрос о перекладывании останков Корнилия, но осуществить это намерение не позволили обстоятельства военного времени.
Совсем недавно, в 1997 году останки Корнилия были перезахоронены. Корнилий пророчествовал также и о закрытии монастыря и о том, что его вновь восстановят и будет он красивым и значительным.
В 1990 г. Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь передан Русской Православной Церкви. Ощутимое возрождение обители началось только в 1995 г. - год 500-летнего юбилея со дня преставления преподобного Саввы Крыпецкого. С этого времени в монастыре снова затеплились молитва и духовная жизнь ее обитателей. В настоящее время в монастыре братии около 25 человек.

Информация

  • Страна: Россия
  • Посёлок: Псковский район, Псковская область
  • Конфессия: Православие
  • Епархия: Псковская и Великолукская
  • Тип: мужской
  • Основатель: Савва Крыпецкий
  • Дата основания: 1485