Дом ХундертвассераДом Хундертвассера (Hundertwasserhaus) — жилой дом в Вене, Австрия. Адрес: Kegelgasse 36-38, A-1030 Wien, угол с Löwengasse 41-43. В доме имеется 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и 3 общие террасы, а также в общей сложности 250 деревьев и кустарников. Построен по проекту австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера в 1983—1986 годах совместно с архитектором Йозефом Кравиной. С 2010 года используется официальное название Дом Хундертвассера-Кравины. Здание отличается «холмистой» этажностью, крыша покрыта почвой, кустарниками и травой. Внутри некоторых комнат-ниш высажены деревья. В доме Хундертвассер соединил все свои идеалы искусства и красоты, такие как использование палитры красок и неиспользование ровных линий, размах зелени и многоплановость. Пестрый фасад дополняют разные по величине и форме окна, мозаика и орнаменты из цветных глазурованных плиток.



Художник это произведение считал за одну из вершин своего творчества, и даже посвятил ему хвалебное стихотворение. Хундертвассер, именем которого назван дом, после завершения строительства не принял гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-нибудь уродливое.
Своим проектом он старался показать, каким должно быть жилище человека, продолжающее связь с природой. Не смотря на свою оригинальность и человечную идею, такие дома так и не вошли в нашу жизнь. Многие подумают: «Слава Богу!». Поскольку дом Хундертвассера представляется не очень-то комфортным для жилья. Естественный ландшафт Хундертвассер сохранил не только перед домом, оставив посреди улицы большую горку, но и во внутренних помещениях. Там естественный ландшафт отражен через неровные полы и волнообразные стены. Вообще интерьеры напоминают рисунок талантливого трехлетнего малыша. Единственная идея Хундертвассера, которую несомненно надо воплощать в жизнь – это озеленение дома. На крыше растут настоящие деревья, а на многочисленных террасах и балконах кустарники и цветы. Отдавать под дерево отдельное помещение – это, конечно, перебор, но именно за счет такого сумасбродства автора, дом потрясает своей необычнойстью. Живут в нем обычные венские служащие, получающие квартиры от муниципалитета города. Не понятно завидовать им или жалеть:). Толпы туристов вокруг дома не иссякают даже ночью.
Хундертвассер взялся за проект дома с воодушевлением, ему наконец-то представилась возможность реализовать свое представление о естественном и человеческом в облике большого городского жилого дома: по его мнению, идеальный дом должен являться частью самой природы — своего рода живая скульптура, содержащая великолепные величественные элементы, переливающаяся пестрыми красками, где каждая отдельная часть здания должна быть действительно полезной и при строительстве которой старые материалы должны быть вторично использованы. В 1979 году Хундертвассер изготовил из спичечных коробков первую модель дома. Годом позже была создана конкретная модель. После первоначальных трудностей поиска подходящего архитектора для ассистирования Хундертвассеру это задание поручили дипломированному инженеру Петеру Пеликану. Закладка дома ХУндертвассера, построенного кирпичной кладкой, состоялась 16.08.1983. В 1985 году дом был уже закончен. Мастер сам работал на стройке весь год и с большой любовью подбирал детали кладки из плитки, камня и кирпича. Для наружных кирпичей террасы на крыше, например, он отобрал на местах снесенных зданий старые уцелевшие кирпичи с кайзерским гербом.
В 1986 году в дом Хундертвассера смогли въехать первые жильцы. Интерес публики к этому необыкновенному месту был с самого начала чрезмерный. В день открытых дверей в 1986 году количество посетителей достигло 70 000 человек. Дом Хундертвассера относится, как и раньше, к зданиям, которые обращают на себя большое международное внимание. Равнодушным этот дом никого не оставляет: для одних это всего лишь дешевое подражание испанскому архитектору Антонио Гауди, для большинства же это архитектурный шедевр, многокрасочный оазис гармонии среди однотонной серой скуки большого города. Мастер оформил фасад разнообразнейшими оттенками красок так, чтобы каждая квартира, которые внутри дома подразумеваются как своеобразные самостоятельные элементы, также и снаружи отделялась от соседней другим цветом. Для открытых частей, таких как, например, лестничные клетки, характерны серые внутренние фасады. Небольшой участок фасада Хундертвассер велел оставить таким, как он выглядел изначально, с тем, чтобы, как он выразился, «дух старого дома смог переселиться в новый».
Согласно Хундертвассеру дома состоят не из стен, а из окон. Так он спроектировал для дома 13 разных типов окон, отличающихся размером, цветом и формой. Окна изготавливались отдельно и в завершение отделывались цветной керамической плиткой. Особенно подчеркивалось так называемое «право на окна»: Хундертвассер настаивал на том, чтобы в договорах о съеме квартир содержалось право, разрешающее жильцам оформлять фасады вокруг своих окон по собственному вкусу, вплоть до пределов, досягаемых их высунутой из окна руки и кисти. Однако только два жильца претендовали на это право и не в последнюю очередь из-за того, что сначала нужно было получить специальное разрешение города Вены на приведение этого права в исполнение. Фриденсрайх Хундертвассер придерживался мнения, что каждый кусок земли, который человек крадет у природы под застройку, должен быть вновь восстановлен созданием соответствующей озелененной площади. Поэтому дом украшают бесчисленные растения: на 100% озеленной поверхности крыши растут, расположенные террасами, бук, сирень, боярышник, каштан. Три большие террасы общедоступны для всех жильцов. Остальные террасы принадлежат одной или максимально двум квартирам. Некоторые озелененные площадки были задуманы только для природы, в этих недоступных местах растения произрастают самопроизвольно. Балконы и аркады также с озеленением, часть фасада украшена плющом и диким виноградом.

Источник. planet-earth.ru