Собор Святой ВарварыВ 1388 году в городе Кутна Гора было начато строительство грандиозного Собора Святой Варвары (Chrám sv. Barbory) в честь покровительницы горняков и шахтеров. Само появление на свет города Кутна Гора связано с тем, что уже в 10 веке в этой местности были найдены залежи серебряных руд. А тремя веками позже тут уже вовсю разрабатывались шахты по добыче серебра, и город стал центром чеканки пражских грошей — одних из самых стабильных европейских валют того времени. Дела шли настолько хорошо, что в 14-15 веках местную шахту с веселеньким названием «Осел» можно было смело заносить в книгу рекордов Гиннеса (если бы она тогда существовала) шахта достигала глубины 500 метров и была самой самой глубокой в мире! Именно шахтеры, работающие на шахтах по добыче серебряной руды, взяли на себя шефство над постройкой храма. Предпосылкой к закладке храма явилось желание кутногородских предпринимателей одержать победу в борьбе за право духовного самоуправления с монахами расположенного неподалеку седлецкого монастыря.



Собор поражает своей красотой: великолепные витражи, передающие библейские сюжеты; окна, своды украшены лепниной; купола напоминают шатры, взмывающие к небесам; резные скамейки из темного дерева; множество скульптур, фресок; и, конечно же орган.
С идеей строительства Собора связана чешская легенда. Она гласит: однажды в шахте завалило 3-х углекопов, они начали молиться. Один просил: «Хотя бы на свет белый посмотреть в последний раз», второй умолял: «Хоть бы ещё один день пожить, чтобы с семьей попрощаться». Третий просил: «Боже, дай мне ещё год жизни, чтобы сделать что-нибудь хорошее».
Святая Варвара явилась молившимся и вывела их из шахты. Один увидел свет и сразу же умер, другой попрощался с родственниками, и, прожив день, умер. Третий начал строить храм, который позднее назвали в честь Варвары. Собор понравился великомученице, и она разрешила шахтёру не год прожить, а столько лет, сколько он пожелает.
Еще с начала 14-го века город серебряных рудников Кутна Гора вел борьбу с самой Прагой за право быть самым лучшим городом Чехии. Собор святой Варвары проектировали те же зодчие и архитекторы, что и Собор святого Вита, а рядом с самим храмом располагается галерея скульптур, которая создавалась как соперник скульптурному ансамблю Карлова моста в Праге.
Именно благодаря участию одних и тех же архитекторов и зодчих в строительстве обоих храмов придало им такой похожий облик, а также факт того, что строились оба Собора не одно десятилетие и даже не одно столетие. На постройку собора святого Вита ушло почти 1000 лет, а на постройку собора святой Варвары – более 500 лет. Колебания в прибыльности местных шахт по добыче серебряной руды, а также различные исторические события оказывали значительное влияние на темпы постройки Собора, чаще всего замедляя или вообще приостанавливая работу на большие сроки.
В 1388г. автором первоначального проекта Собора выступил Ян Парлерж, отец которого участвовал в разработке проекта собора святого Вита. Наиболее старая часть храма построена в стиле французских кафедральных соборов, но сам храм имеет расширенные наружные нефы, хотя первоначально проектировался как пятинефный.
Строительство храма было полностью остановлено во время гуситских войн. В это время добычу серебра в Кутна Горе приостановили и не додумались ни до чего лучшего, как сбрасывать в шахты гуситов. Получилось так, что накидали их туда столько, что для добычи серебра рудники вообще стали непригодными. И прошло не меньше века, прежде чем, нашли способ приступить к добыче снова. К 1482 году возведение храма святой Варвары возобновилось, хотя и достаточно медленными темпами. Позднее к разработке проекта присоединились известный архитектор из Праги – Бенедикт Рейт и зодчий – Матвей Рейсек. Последний был известным каменотесом в свое время и работал сначала в Праге, поучаствовав в проектировании знаменитой пороховой башни, а позднее показал свое искусство и в Кутной Горе, спроектировав свод храма, завершил строительство трифория, а также украсив храм многочисленными каменотесными деталями. Бенедикт Рейт осуществил при строительстве храма достаточно радикальные изменения, изменив пятинефную конструкцию храма на трехнефную, а также закрыв свод кольцеобразными ребрами, которые создают впечатление, как будто на потолке распустились многочисленные цветы. Этот эффект придает потолку объемность и необычность, делая храм очень непохожим на другие подобные сооружения. Существует мнение, что Рейт при участии в строительстве и декорировании храма осуществил проект, который ему не дали осуществить при строительстве собора святого Вита. В 1626 году собор был переделан иезуитами в стиле барокко, а после распада ордена в 70-х годах 17 века вновь перестроен в неоготическом стиле. Окончательно строительство было завершено в 1905 году.
Возле одной из колонн установлена статуя шахтёра. Стены храма покрывают фрески различной тематики: в Гашплирской часовне изображены сцены из жизни шахтёров, в Безменной капелле – этапы технологии чеканки монет, в часовне-усыпальнице Смишека – сцена исполнения обета. Также храм украшают фрески в стиле поздней готики, сюжетами которых неизменно служат горные работы. Яркие и красочные фрески украшают большие сводчатые окна, располагающиеся в часовнях по всему периметру храма. Атмосфера храма дышит спокойствием и умиротворением, которые придает ему органная музыка, льющаяся из динамиков, располагающихся по всему храму. Благодаря прекрасной акустике в соборе также устраивают живые органные концерты.
До сих пор архитектура храма св. Варвары служит наглядным пособием по развитию готического зодчества в Чехии. На входе в собор установлены стенды, по которым учащиеся архитектурного факультета могут поэтапно изучить строительство храма.
На склоне возле храма в Кутна Горе сохранились остатки готической часовни Божьего Тела, построенной примерно во второй половине 14 века.
С 1995 года собор является национальным памятником культуры, а в декабре 1995 года она была внесена в Список мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Информация

  • Страна: Чехия
  • Город: Кутна Гора
  • Епархия: Градец-Кралове
  • Тип здания: Базилика
  • Архитектурный стиль: Готическая архитектура
  • Автор проекта: Ян Парлерж Младший
  • Архитектор: Ян Парлерж Младший, Матей Рейсек, Бенедикт Рид
  • Строительство: 1388—1558 годы