УкраинаХарьков - второй по численности населения город Украины, административный центр Харьковской области. Был крупнейшим центром танко-, тракторо-, турбиностроения и третьим по величине индустриальным, научным и транспортным центром СССР после Москвы и Ленинграда. Во второй половине XX века — главный транспортный узел Юго-Восточной Европы. Современный город был основан в 1630 году переселенцами с центральной и западной Украины на месте древнего русского городища Харьков, идентифицируемого иногда как половецкий город XI века Шарукань либо гуннский город V века Харька. С декабря 1917 года по январь 1918 года столица Украинской Народной Республики Советов, в феврале — марте 1918 года столица Донецко-Криворожской советской республики, в марте — июне 1919 года и с 19 декабря 1919 года по 24 июня 1934 года — столица Украинской Советской Социалистической Республики.



В городе 142 научно-исследовательских института, 45 высших учебных заведений, включая Харьковский университет (пятый в Российской империи; основан в 1805 году) и политехнический институт (второй политехнический вуз Российской империи; основан в 1885 году), в которых учится 230 тысяч студентов; 16 музеев, городская картинная галерея, 6 государственных театров, 80 библиотек.
Награждён орденами Ленина (4 декабря 1970 года) и Октябрьской Революции (23 августа 1983 года), а также наградами Совета Европы (29 апреля 2010 года). 8 июля 2013 года горсовет Харькова присвоил городу звание «город воинской славы» (впервые в истории Украины). Органом местного самоуправления является Харьковский городской совет. В 2012 году был одним из четырёх городов Украины, принимавших Чемпионат Европы по футболу 2012.

Информация

  • Страна: Украина
  • Статус: областной центр
  • Область: Харьковская
  • Городской совет: Харьковский
  • Основан: 1630 либо 1653
  • Площадь: 350 км²
  • Высота НУМ: от 94 до 205 м
  • Тип климата: умеренно-континентальный
  • Официальный язык: украинский, русский
  • Население: 1 449 700 человек (2016)
  • Часовой пояс: UTC+2, летом UTC+3
  • Телефонный код: +380 57
  • Почтовый индекс: 61001 — 61499
  • Автомобильный код: AX, КХ / 21

География

Город находится на крайнем юге Среднерусской возвышенности. В пределах города протекают реки Харьков, Лопань, Уды, Немы́шля, Алексеевка, Саржинка, Очеретянка, Роганка, Студенок. Средняя высота города над уровнем моря — 135 м. Самая высокая точка в пределах окружной автодороги имеет высоту 205,3 м, самая низкая — 94. Этим обусловлен относительно неравномерный рельеф города, расположенного на пяти холмах. Харьков находится в 26 километрах (северная граница города — посёлок Пятихатки) к югу от границы с Россией (Белгородская область). Город образует свою агломерацию. Харьков расположен в южной части климатического умеренного пояса.

Климат

Климат в Харькове умеренно-континентальный, с умеренно мягкой зимой и длительным, жарким, порой засушливым летом.

  • Среднегодовая температура — +8,1 C°
  • Среднегодовая скорость ветра — 3,9 м/с
  • Среднегодовая влажность воздуха — 74 %

Население

Численность населения города по данным переписи населения 2001 года составила 1 470 902 человека наличного населения и 1 449 871 постоянный житель, по оценке на 1 января 2016 года — 1 449 700 человек наличного населения и 1 430 200 постоянных жителей. Пик численности населения приходится на начало 1990-х годов: в 1991 году в городе жило 1 623 000 человек.
Город занимает 1-е место в области и 2-е место на Украине по количеству населения. Харьков — традиционно многонациональный город: здесь проживали и проживают представители 111 национальностей. Доля украинцев в населении города, составлявшая по переписи 1989 года всего 50,38 %, уже по переписи 2001 года возросла до 60,99 %. В городе традиционно существовала большая еврейская община, практически уничтоженная в годы оккупации 1941—1943, возродившаяся после войны и сильно уменьшившаяся после эмиграции 1980-х — 1990-х годов.
С момента независимости Украины в Харькове впервые за всю его историю в мирное время более 20 лет (с 1992 до 2012) наблюдалась депопуляция населения. За 16 лет население уменьшилось на 168 тысяч человек (с 1621,6 тыс. в январе 1992 года до 1453,1 тыс. в октябре 2008). За 2012 год население Харькова выросло на 10 тысяч человек, на 1 января 2013 года его численность составила 1 млн 451 тыс., это на 10 тысяч больше, чем за аналогичный период 2012 года (1 млн 441 тыс.). Рост численности населения произошёл за счёт миграционного прироста, который за 2012 год составил 13579 человек. За 2012 год Харьков как по миграционному, так и по общему приросту населения, занял второе место, уступив лишь Киеву. Однако в 2015 году вновь началось сокращение числа жителей города. По данным Областного управления статистики, 1 января 2014 года в Харькове проживало 1451,1 тыс. человек наличного населения, на 1 января 2015 года —  1452,9 тыс. человек наличного населения и 1433,3 тыс. постоянных жителей, на 1 января 2016 года — 1 449,7 тыс. человек наличного населения и 1 430,2 тыс. постоянных жителей.
Харьков входит в восьмёрку самых населённых городов Восточной Европы (После Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Варшавы, Бухареста, Будапешта и Минска). Кроме государств, столицы которых названы выше, в Восточную Европу также входят: Чехия, Словакия и Болгария, чьи столицы и другие города Харьков превосходит по численности населения.

История Харькова

Харьков — центр историко-географической области Украины, за которой закрепилось название «Слобожанщина». Город расположен на границе лесостепной и степной природногеографических зон. На сегодняшний день площадь городаАрхитектура Харькова Харькова превышает 300 кв. км, а численность населения составляет 1 млн. 461 тыс. человек. Территория современного Харькова начала обживаться людьми в глубокой древности. Славяне еще в VIII в. создали на месте будущего Харькова свое поселение, которое в Х в. выросло в город Донец. По данным археологических раскопок, Донец представлял собой не только крепость, но и центр ремесел, важный пункт транзитной торговли. Первое упоминание в летописи о Донце датируется 1185 годом. Упоминание об этом городе есть и в «Слове о полку Игореве» — выдающемся произведении эпохи Киевской Руси. Донец был разрушен ордами Батыя в середине XIII века. Впрочем, жизнь здесь не прекращалась, что дает основание исследователям говорить о том, что Харьков значительно более древний город, чем мы привыкли считать. Остатки легендарного г. Донца и сегодня можно увидеть, если отправиться на южную окраину города.
Традиционно принято считать, что основателями современного города стали украинские казаки и крестьяне, которые пришли на эту территорию в середине XVII века во время Освободительной войны Украинского народа 1648–1654 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого. Украинские поселенцы начали обживать незаселенные земли, которые еще с начала XVI века номинально входили в состав Московского государства. Край был опустошен после монголо-татарского нашествия и назывался «Диким полем». Это была территория, где пасли свой скот кочевники — крымские и ногайские татары. В XV–XVII веках они часто нападали на русские и украинские земли.
Как правило, нападения эти осуществлялись по старым степным дорогам, ведущим из Причерноморья и Приазовья на север. Одна из них — Муравский шлях — пролегала невдалеке от Харькова.
На новом месте переселенцам Московское государство предоставило льготы: на определенное время они были освобождены от налогов и имели преимущества в занятиях торговлей и промыслами.Такие поселения стали называться «слободами» (т. е. свободными), а весь край, начиная с XVII века, — Слободской Украиной или Слобожанщиной. Одновременно с украинцами тут появились и русские поселенцы. Таким образом, на Слобожанщине встретились два миграционных потока: с запада, больший, — украинских переселенцев, и с севера — русских. В XVII–XVIII вв. Слобожанщина сложилась в особую историко-географическую область с характерным колоритом материальной и духовной жизни.
Первый период в истории города (середина XVII — середина XVIII вв.) обычно называется казацким. И это не случайно.
Харьков в это время был прежде всего крепостью, центром казацкого полка («полк» в то время — это не только военная, но и административная единица). Харьковская крепость (ее восточная граница проходила примерно по линии современных стен Университета искусств и Дворца труда, западная — вдоль обрывистого тогда берега реки Лопань) стала одной из многочисленных крепостей, задача которых была в том, чтобы преградить путь нашествиям кочевников на земли Московского государства.
Само название «Харьков», по легенде, связано с именем казака Харько (Харитона) — одного из первых украинских переселенцев. Почти столетие после основания Харьков оставался всего лишь одним из пяти полковых городов Слобожанщины, а территория полка, центром которого он являлся, была относительно небольшой.
Впрочем, уже в казацкий период г. Харьков сделал серьезную заявку на превращение его в центр всей Слободской Украины, поскольку постепенно становился крупным центром ремесел и торговли. Из шести крупнейших ярмарок Слобожанщины — четыре проходили в Харькове. В 1726 г. в Харьков из Белгорода была переведена славяно-греко-латинская архиерейская школа, которая вскоре получила название Харьковский коллегиум. Здесь некоторое время преподавал известный философ и мыслитель Г. Сковорода. Таким образом, торговля и образование уже в первый период существования города стали мощными факторами его дальнейшего роста. Единственным памятником этого периода, сохранившимся до наших дней, остается Покровский собор — замечательный образец украинского барокко XVII в.
Следующий этап развития города (середина XVIII — середина XIX вв.) связан со становлением Харькова как административного центра региона и утратой былого военного значения. В 1765 г. полковое казацкое устройство на Слобожанщине было ликвидировано. Вместо слободских полков была учреждена Слободско-Украинская губерния. Харьков стал губернским городом. Первым харьковским губернатором был назначен екатерининский вельможа Е. Щербинин. До наших дней на ул. Университетской сохранился бывший губернаторский дворец, построенный в 60-е годы XVIII в. (позже здесь был открыт университет).
С 80-х годов ХVІІІ в. стало развиваться городское самоуправление — появилась Городская дума. В 1768 г. из Петербурга был прислан в Харьков план города, разработанный «Комиссией о каменном строении», который был реализован лишь частично в пределах центрального ядра. В дальнейшем планы разрабатывались в Харькове выпускниками «прибавочных» классов Харьковского коллегиума (образован в 1727 г.). В 1770-х годах начинается реконструкция центра — тогда и появились каменные постройки в стиле раннего классицизма. В 1780 г. было учреждено Харьковское наместничество. Наместники, в отличие от губернаторов, имели еще более широкие полномочия и бoльшую самостоятельность. Они могли присутствовать в Сенате Российской империи с правом голоса наравне с сенаторами. Наместничество просуществовало до 1796 г., когда была возрождена Слободско-Украинская губерния. В 1799 г. Харьков стал центром отдельной Слободско-Украинской епархии.
В 1803 г. возникли первые учебные округи, в том числе и Харьковский, который охватывал огромную территорию, состоящую из 11 губерний и 7 областей. Хотя в дальнейшем территория учебного округа уменьшилась, однако открытие в 1805 г. по инициативе известного просветителя В. Каразина Харьковского университета на долгие годы определило главенствующее положение города в сфере науки и образования не только на Левобережной Украине, но и на юге Российской империи в целом.
Университет существенно повлиял на развитие и облик города. Первые профессора-иностранцы не только заложили новую образовательную традицию, но и ознакомили харьковчан с западноевропейскими нравами. Ученые университета стали инициаторами нововведений в различных сферах жизни. Благодаря университету Харьков стал известен далеко за пределами Российской империи. Первым украинским ученым, который приобрел мировую известность, стал воспитанник университета знаменитый математик М. Остроградский. В последующем с университетом будут связаны имена трех нобелевских лауреатов: И. Мечникова, Л. Ландау, С. Кузнеца.
В 1835 г. на основании «высочайшего повеления» Слободско-Украинская губерния была переименована в Харьковскую и подчинена черниговскому, полтавскому и харьковскому генерал-губернатору. Последний в 1837 г. сделал главным городом генерал-губернаторства Харьков, который оставался таковым вплоть до упразднения генералгубернаторства в 1856 г. В том же 1837 г. вышло «Положение об устройстве губернского города Харькова» и была введена должность городового архитектора, на которую был назначен А. Тон. Вся строительная деятельность находилась под надзором «Комитета об устройстве г. Харькова», сооружение жилых домов велось по образцовым проектам 3-х категорий. Именно тогда развивается сеть главных улиц: Сумской, Московской, Екатеринославской, Немецкой, на которых было запрещено строить деревянные дома. В состав города вошли Клочковская слобода и территория Университетского сада.
В эти годы XIX в. в Харькове наблюдается яркая волна украинского возрождения, проявившаяся в культурно-просветительской деятельности местной интеллигенции (Г. Квитка-Основьяненко, П. Гулак-Артемовский, Н. Костомаров, А. Метлинский, И. Срезневский и др.).
Символом данного периода, как впрочем и всего города, по праву может считаться колокольня Успенского собора, которую нередко называют «золотым венцом Харькова». Построенная в честь победы над Наполеоном, она остается одним из самых высоких зданий в городе.
Очередной этап исторического развития г. Харькова приходится на вторую половину XIX — начало ХХ вв. Условно его можно назвать индустриальным. До середины XIX века городская промышленность была представлена небольшими кустарными и полукустарными предприятиями. Основным направлением в развитии экономики Харькова того времени оставались переработка сельскохозяйственной продукции и торговля. В 1861 г., после отмены крепостного права, население города немного превышало 50 тыс. человек.
Во второй половине XIX — начале ХХ века Харьков становится одним из крупнейших экономических центров страны. Быстрое развитие Донецко-Криворожского региона (с его запасами угля и железной руды) содействовало приливу сюда отечественного и иностранного капитала.
Харьков становится одним из крупнейших экономических центров страны. Фактором, имеющим непосредственное влияние на экономический рост Харькова, было развитие железнодорожного транспорта. В 1869 г. была открыта железнодорожная магистраль, связавшая город с Москвой, а позднее — с Донбассом, Киевом, портами Черного и Азовского морей. Это была первая железная дорога в той части Украины, которая входила в состав Российской империи. Активное железнодорожное строительство создало условия для возникновения в городе ряда предприятий, в частности, Харьковского паровозостроительного завода, который в 1897 г. выпустил свой первый паровоз. Вскоре Харьков стал крупным поставщиком сельскохозяйственной техники благодаря деятельности торгово-промышленной фирмы «Гельферих-Саде».
Бурный рост промышленности, железнодорожный бум способствовали превращению Харькова в крупный финансовый центр. Десятки ведущих банков и торговых домов России открыли в Харькове свои филиалы, а некоторые местные банки, в частности Земельный банк, даже стремились выйти на общегосударственный уровень.
Развитие промышленного производства с самого начала опиралось не только на имеющиеся природные и трудовые ресурсы, но и на научный потенциал региона. В 1885 г., в значительной мере опираясь на потенциал университета, был открыт Харьковский технологический институт, который вскоре начал обеспечивать растущую промышленность региона квалифицированными инженерными кадрами. Как известно, крупная промышленность невозможна без достаточного количества воды. Во второй половине ХІХ в. эта проблема для Харькова была решена посредством артезианских скважин. В 1889 г. в Харькове на собственные средства профессора А. Гурова была пробурена первая в Российской империи глубокая артезианская скважина. Это дало возможность обеспечить город питьевой и технической водой.
Постоянное развитие промышленности обусловило рост населения Харькова, которое к началу ХХ в. достигло 200 тыс. человек. Значительная часть населения была занята на крупных промышленных предприятиях, причем доля таких рабочих возрастала. Так, если в 1899 г. на харьковских заводах и фабриках трудилось 11,5 тыс. рабочих, то в 1917 г. число рабочих увеличилось до 35 тыс. человек.
Высокая концентрация рабочих на предприятиях, отсутствие социальных гарантий и помощи привели к тому, что в 1900 г. в Харькове состоялась первая в Российской империи массовая первомайская демонстрация, в которой приняли участие более 10 тыс. человек. В период экономического кризиса 1900–1903 гг. в городе насчитывалось 16 тыс. безработных, которые стали фактором возросшей социальной напряженности. Не случайно в начале ХХ в. в Харькове наблюдался активный процесс создания политических партий или их местных отделений. Важно отметить, что в Харькове впервые на украинских землях, входящих в состав Российской империи, возникла украинская партия — Революционная Украинская партия (РУП).
С Харьковом конца XIX — начала ХХ вв. связана жизнь многих выдающихся деятелей украинской культуры. Это и украинский писатель, актер и композитор Г. Хоткевич, и художник С. Васильковский, и основатель украинского театра М. Кропивницкий, и драматург Н. Старицкий, и основоположник украинской классической музыки Н. Лысенко, и многие другие.
Соответственно статусу города происходило его благоустройство, усовершенствование транспортного сообщения, развитие инфраструктуры. Так, в 1871 г. на улицах Харькова появилось газовое освещение, в 1881 г. стала в строй первая очередь городского водопровода, в конце XIX в. в городе была построена первая электростанция, заработали телеграф и телефон. В 1906 г. на улицах появился первый электрический трамвай. Благодаря архитектору А. Бекетову Харьков приобрел свой неповторимый облик. По его проектам в городе сооружено более 40 домов.
На рубеже ХІХ и ХХ веков в городе начинается строительство крупных зданий: доходных домов, банков, заводов, мануфактур, торговых предприятий, складов. Для обеспечения комплексных проектно строительных работ появляются частные проектные конторы. В 1893 г. открыта первая из них (С. Загоскин, И. Загоскин, М. Ловцов). С 1858 г. отменяются образцовые проекты, благодаря этому появляются эклектичные здания в стиле псевдоготики, неоклассицизма, «кирпичном» стиле и новом
стиле модерн. В это время в Харькове работают архитекторы — выпускники петербургской и харьковской школ: Б. Михаловский, В. Немкин, В. Величко, Б. Корнеенко, В. Покровский, Б. Покровский, А. Ржепишевский, Ю. Цауне, В. Эстрович и др. Строятся крупные здания по проектам петербургских зодчих Н. Веревкина, А. Дмитриева, И. Претро, Ф. Лидваля, О. Мунца, А. Шпигеля, Н. Васильева.
В начале ХХ в. Харьков превратился в крупный индустриальный и финансовый центр, транспортный узел. В данный период определилась специфика города в общероссийском рынке Харьков стал центром металлообработки и машино строения, активно развивалась переработка пищевой продукции.
Октябрьская революция и последующее образование СССР кардинально изменили жизнь Харькова — из крупного, но провинциального города он превратился в столицу Украины. С декабря 1917 по январь 1918 г. и с декабря 1919 по июнь 1934 г. Харьков сохранял этот статус. Столичное положение Харькова предопределило направленность и темпы перемен во всех сферах жизни города. Несмотря на Первую мировую и гражданскую войны, население города уже в середине 1920-х годов превысило 500 тыс., а к началу 1940-х годов — 900 тыс. человек.
Промышленные предприятия, специфика производства которых определилась в предшествующий период (металлообработка и машиностроение), получили свое дальнейшее развитие. Были модернизированы старые предприятия (например, Харьковский паровозостроительный завод) и введены в эксплуатацию новостройки-гиганты (Харьковский тракторный завод и др.), в результате чего Харьков упрочил свое место как центр машиностроения. Относительная удаленность от границ, имеющийся потенциал и политическая стабильность Харькова обусловили то, что город стал центром оборонной промышленности, в том числе таких новых отраслей, как танкостроение и самолетостроение.
Не меньшее значение для судеб города и Украины в целом имел процесс «культурной революции». Столичное положение Харькова предопределило начало очередной волны культурно-национального возрождения, которая здесь нашла свое наиболее яркое воплощение. Имена поэтов В. Сосюры и П. Тычины, писателей М. Хвылевого и О. Вишни, художников Н. Самокиша и Н. Бурачека, режиссера Л. Курбаса, актера А. Бучмы и других вписаны золотыми буквами в летопись украинской культуры.
В это время появляются новые типы зданий и сооружений: дома-коммуны, поселки «нового быта», поселки при заводах, ведомственные кооперативные дома («Железнодорожник», «Медик», дом писателей «Слово» и др.), а также рабочие клубы, театры, стадионы.
Именно в столичном Харькове получил широкое развитие такой архитектурный стиль, как конструктивизм. Здание Госпрома — первого цельнобетонного высотного сооружения в СССР и сегодня служит «визитной карточкой» города.
Попытки придать культуре новое понимание, а также потребности быстрорастущей промышленности обусловили возникновение разветвленной сети высших учебных заведений, научных и проектных институтов. В 1920–1930-е годы Харьков стал ведущим научным центром Украины. На 1940 г. в Харькове насчитывалось 36 вузов и 46 научно-исследовательских институтов. Концентрация научных сил и внимание властей к состоянию науки привело к тому, что харьковские ученые стали во главе многих научных направлений и школ.
Рост населения при столичном статусе города обусловил интенсивное жилищное строительство. В 20–30-е годы ХХ в. в Харькове было построено 2 млн. кв. м жилья. Был создан крупнейший промышленно жилой район на востоке города (район ХТЗ), шла реконструкция центральной части Харькова. Памятником этой эпохи является площадь Свободы — самая большая площадь Европы.
Изменение статуса города в 1934 г., превращение его из столицы в областной центр несколько затормозило развитие Харькова, однако он сохранил за собой значение второго города Украины.
В 1931–1936 гг. институтом Гипроград (архит. А. Касьянов, инж. А. Эйнгорн) был разработан план развития Харькова; в последующие годы здесь разработаны генеральные планы 28 городов Украины (в т. ч. Киева в 1934 г.), а также нескольких городов Белоруссии и г. Ташкента.
Великая Отечественная война стала суровым испытанием для города и его жителей. Харьков дважды переходил из рук в руки. Это был самый крупный промышленный центр и транспортный узел СССР, который удалось захватить немецко-фашистским оккупантам.
В годы войны Харьковщина понесла огромный материальный ущерб (было разрушено более 500 промышленных предприятий, коммунальное хозяйство, транспорт), но еще более тяжелыми были людские потери. На момент освобождения в городе осталось лишь 20 % населения, проживавшего здесь в довоенный период.
В сентябре 1943 г. был основан проектный институт Горпроект (Харьковпроект), задачей которого стало восстановление города. К 1945 г. восстановлено 600 предприятий, водопровод, транспорт. В эти годы открыт театральный институт, восстановлено книгоиздательство, построен плиточный завод и завод дорожных машин. Завершен новый план развития города. В 1948 г. промышленное производство достигло довоенного уровня, построено более 700 000 кв. м жилья, восстановлена железная дорога.
В 50–80 е годы ХХ века, несмотря на разрушительные последствия Второй мировой войны, г. Харьков оставался крупным индустриальным и научным центром.
Технологический переворот 50 х годов усилил научно-производственный потенциал Харькова. Впрочем, на этапе гонки вооружений большинство предприятий машиностроительной отрасли так или иначе были включены в военно-промышленный комплекс СССР. Это привело к тому, что промышленные предприятия города еще в большей степени, чем в других регионах, стали частью жесткой централизованной системы управления.
В 1952 г. на месте разрушенного в годы войны вокзала построен новый, в 1955 г. в Госпроме открыт телецентр, а в 1957 г. начал работу Харьковский планетарий.
С конца 50 х годов после принятия новой жилищной программы начинается быстрый рост новых жилых массивов: Павлова Поля, Новых Домов, Селекционной станции. Население города к 1962 г. достигает 1 млн. человек.
В 1960 г. был утвержден новый генеральный план развития города, спланировано строительство Салтовского жилого массива.
15 июля 1975 года введена в строй первая линия Харьковского метрополитена (в 1984 г. — вторая, в 1995 — третья). В 80-е годы продолжается строительство новых жилых массивов: Салтовского, Роганского, Холодногорского, Алексеевского, население города в этот период достигает 1 млн. 440 тыс. человек.
По численности населения, индустриальному, научно-техническому и культурному потенциалу Харьков ненамного уступал Киеву и в эти годы практически претендовал на роль второй столицы Украины.
Качественно новый этап истории города начался с момента провозглашения независимости Украины. Новые политические условия, усугубленные экономическим кризисом, существенно повлияли на развитие города Харькова. Однако наличие мощного промышленного комплекса, научного потенциала и квалифицированных кадров создало необходимые условия для развития новой системы хозяйствования и движения вперед.
Сегодня Харьковский регион по выпуску промышленной продукции занимает 6 место среди регионов Украины, удельный Отдых в Харьковевес региона в общем объеме реализованной продукции страны с 2005 года возрос с 4,7 до 5,1 %. Основу производственного потенциала составляют предприятия высокотехнологических отраслей: энергомашиностроение, электротехническая промышленность, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиакосмическая промышленность. Продукция многих харьковских предприятий, в том числе такая наукоемкая, как современные танки и самолеты, известна на мировом рынке. По научному и образовательному потенциалу Харьков занимает второе место в Украине. В среднем за год осуществляется подготовка более 33 тыс. специалистов, что обеспечивает высокий уровень квалификации трудовых ресурсов региона. Новый генеральный план развития города, разработанный специалистами киевского института «Гипроград», рассчитан до 2026 г. Его суть состоит в обеспечении комплексного, планомерного, экономически целесообразного развития инфраструктуры города.
Таким образом, за свою 350-летнюю историю г. Харьков прошел путь от полкового города-крепости до крупного индустриального центра Восточной Европы. Выгодное природно-географическое положение, образовательный, научный и кадровый потенциал на протяжении всей истории города создавали надежную основу для поступательного развития, для сохранения преемственности. История города Харькова — яркий пример сочетания разнообразных факторов, которые на тех или иных этапах обусловливали как специфику города, так и перспективы его...

Достопримечательности Харькова

Площадь Свободы

Главная площадь города. Это самая большая площадь в Украине и одна из самых больших в мире. Здесь постоянно проводятся народные гуляния, концерты, ярмарки, демонстрации, митинги и другие массовые мероприятия.
Огромная площадь имеет две части: «прямоугольную» и «круглую». В центре периметра «круглой» части расположен уникальный памятник архитектуры — величественный Госпром. Это первое в СССР высотное железобетонное здание было построено в 1925—1928 гг. Справа от Госпрома находится самый большой Северный корпус Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина — одного из старейших, крупнейших и престижнейших высших учебных заведений Украины. Рядом с ним расположен ультрасовременный 5-звёздочный отель «Харьков Палас». Слева от Госпрома возносится ввысь Главный корпус Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина, который возводился как Дом правительства Украины. Перед зданием установлен перенесённый сюда памятник основателю университета Василию Каразину, открытый в 1906 году. По эту сторону площади Свободы раскинулся городской парк, который харьковчане называют Садом Шевченко.

Фонтан «Зеркальная струя»

Этот фонтан построен в 1947 году в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне и является визитной карточкой города. К нему прилегает небольшой, но очень живописный сквер Победы. Двинувшись отсюда вниз по Сумской улице, вскоре выйдем на ещё одну огромную площадь — площадь Конституции.

Площадь Конституции

Она обрамлена множеством прекрасных зданий. Наиболее живописна северная часть восточной стороны площади. Здесь сохранились четыре здания, построенных в конце XIX — начале ХХ века для крупнейших банков Российской империи. Также на площади находится Харьковский городской совет (бывшее здание Городской думы). В 2012 г. на ней возведён монумент в честь Независимости Украины. Неподалёку от площади Конституции расположены три харьковских собора.

Покровский собор

Самое старое из сохранившихся зданий города. Построено в 1689 году в стиле раннего украинского барокко. Отдельные элементы внешней отделки свидетельствуют также об использовании традиций московского зодчества. Сейчас в здании находится действующий православный храм.

Успенский собор

Был сооружён в 1771—1777 гг. в стиле русского барокко. В 1821—1844 годах в память о победе русских войск над наполеоновской армией построена в стиле классицизма новая колокольня собора. Это сооружение высотой 89,5 метра остаётся архитектурной доминантой центра Харькова. Сейчас в зданиях собора и колокольни размещается Дом органной и камерной музыки Харьковской филармонии.

Благовещенский собор

Самый «молодой» из соборов Харькова. Строительство этого прекрасного храма было завершено в 1901 г. Пышностью отличается его внутренняя отделка. Сегодня храм является кафедральным собором Украинской православной церкви (МП).

Центральный парк культуры и отдыха им. Максима Горького

Это известнейший парк Харькова. Занимает площадь более 66 гектаров. Первые деревья парка были посажены ещё в 1893—1895 гг. Торжественное открытие состоялось в 1907 г.
В ходе реконструкции 2011—2012 гг. были заменены все аттракционы. Сейчас на территории парка находятся самое большое в Украине колесо обозрения диаметром 55 метров, более 30 других аттракционов, многочисленные кафе, кинотеатр «Парк», детская железная дорога, подвесная канатная дорога, теннисные корты.

Мемориальный комплекс Славы

Был открыт в 1977 г. в харьковском Лесопарке. Этот величественный мемориальный комплекс увековечил героический подвиг советских людей в Великой Отечественной войне. Только в боях за Харьков смертью храбрых пали 186 306 советских воинов. В центре мемориального комплекса — скульптура застывшей в скорбном молчании Матери-Родины, у подножия которой пылает Вечный огонь.

Все о ХарьковеОписание ХарьковаПутешествие в Харьков

Источник. wikipedia.org, guide.kharkov.ua, badmintonkharkiv.org.ua