Пустыня ГобиГоби – одна из величайших пустынь мира. Монгольская Гоби растянулась огромной дугой на 1600 км вдоль границы с Китаем. Пустыня занимает площадь 1,5 млн км2, равную Аляске. Пустынные районы на протяжении вот уже 65 млн лет остаются практически безводными и неизменными. За столь долгое время свирепые ветры выдули тонны песка с поверхности и обнажили кости доисторических динозавров. Фрагменты этих окаменелых костей можно найти и сейчас в Нэмэгэтинской впадине прямо на поверхности под ногами. Здесь проходит естественная граница обитаемого мира, южнее которой начинается безлюдная пустыня совершенно свободная от присутствия человека, лишь на короткое время, как правило, ограниченное запасом воды сюда проникают редкие научные экспедиции и неутомимые путешественники.



Пустыня Гоби, расположенная в самом центре Азиатского материка, своей северной частью заходит на территорию Монголии, а южной распространяется на северные районы Китая. Непреодолимая полоса пустынь: Гоби, Алашань, Такла-Макан, разделяющая Азию на северную и южную, примерно по 40–42° северной широты, протянулась с запада на восток более, чем на 3500 км. Суровые климатические условия сделали эти места непригодными для проживания человека и эта естественная граница, выжженной солнцем бесплодной пустыни, стала на долгие века границей обитаемого мира. Не исследованные, пустынные районы Центральной Азии в представлениях людей долгое время были удобным местом для размещения там «в охранительной изоляции песков» мифических стран. С древних времен у китайцев существовало поверье о Земле Бессмертных, расположенной где-то в центре пустыни Шамо, американский ясновидящий Э. Кейси избрал пустыню Гоби для своих пророчеств о существовавшей некогда там колонии атлантов, Елена Блаватская в «Тайной доктрине» разместила в Гоби «баснословную Шамбалу».
Около одной трети территории Монголии, вся ее южная часть, и северные провинции Китая заняты пустыней Гоби. Само название в переводе с монгольского языка означает пустынную, безводную и бесплодную местность. С древних времен эта местность была известна под именем «пустыня Шамо». Территория Гоби поднятая над уровнем моря на высоту около 2000–1000 метров, является самым резко-континентальным местом на планете. Температура воздуха летом поднимается здесь до плюс 40°С, а зимой опускается до минус 40°С. Понятие Гоби включает в себя, как говорят монголы, тридцать три Гоби разных по климату и облику местности. Ландшафт Заалтайской, Джунгарской, Восточно-Монгольской Гоби разнообразен, это не только безводная и бесплодная местность с песчаной равниной и высокими холмистыми барханами. Большую ее часть занимают обширные цветущие степные равнины, живописные скалистые горы, глинистые и каменистые гамады, обширные котловины с редкими оазисами, мелкосопочники, солончаки, такыры, высохшие гравийные сайры и протяженные зеленые саксауловые рощи. В Гоби мало песков, барханные пески занимают только 3% ее территории, зато глинистые и каменистые пустыни – гамады – занимают огромные площади. Несмотря на засушливый климат, в пустыне встречаются оазисы с кристально чистыми водными источниками и богатый животный мир, позволяющие постоянно проживать человеку в этих местах. В изобилии здесь водятся редкие в мире горные бараны-архары, куланы, сайгаки, дзерены и джейраны. В естественных резерватах – «островках спасения» в центре Гоби – сохранились редчайшие гобийские эндемики: единственная в мире природная популяция дикого верблюда, гобийского медведя – «мазалая».
По заключению геологов пустыня Гоби около 40 млн лет является сушей, не покрываемой за этот период морскими водами. Крупные внутренние водоемы с большими глубинами на юге Монголии, связанные с водоемами Северного Китая относятся к более древним временам. Они охватывали обширную территорию в центре Азии. Их исчезновение связывают с постепенным вздыманием всей территории, приведшей в последующем к возникновению пустыни Гоби. Любопытно, что в древних письменах Китая говорится, что в пустынном районе Центральной Азии, в предгорьях гор Куньлунь находится место рождения Ну и Кун – азиатских прототипов Адама и Евы. По оккультным данным, Центральная Азия является регионом, где существовали духовные центры всех рас. Безводная и непригодная сегодня для проживания человека центральная гобийская область упоминается в древних мифах как место, откуда началась наша цивилизация. Местонахождение мифического Белого острова, таинственной подземной страны Агарти, священного царства Шамбалы локализованы в теософских и мистических текстах также границами Гоби.
Малоисследованные районы Гоби с древности населялись в рассказах неведомыми чудовищами, злобными демонами, невиданными сокровищами и кладами. Одно из первых описаний Гобийской пустыни дал Марко Поло: «А пустыня, скажу Вам, Великая: в целый год, говорят, не пройти её вдоль. Всюду горы, пески, да долины; и нигде никакой еды. Ни птиц, ни зверей тут нет, потому что нечего им там есть. Но есть там вот какое чудо: едешь по пустыне ночью, и случится кому отстать от товарищей, как станет тот человек нагонять своих, заслышит он говор духов, и почудится ему, что товарищи зовут его по имени, и зачастую духи заводят его туда, откуда ему не выбраться, так он там и погибает. И вот ещё что: и днем люди слышат голоса духов и чудится часто, точно слышишь, как играют на многих инструментах, словно на барабане».
В описании гобийской пустыни первые свидетельства единодушны.
Китайский путешественник в 500 г. н.э.: «Перед нами была пустыня, где много злых демонов и горячих ветров. Путешественники, которым приходится с ними встречаться, гибнут все до единого. Ни птицы не видно в воздухе, ни зверя на земле. Сколько не вглядывайся в пустыню, не узнаешь, как пройти через неё, и единственный указатель пути по ней – это высохшие кости на песке, погибших здесь путников».
Посланник Людовика Святого Гильом де Рубрук в 1246 г.: «Мы ехали из Каракорума к Бату два месяца и 10 дней, не видя за это время ни разу города или следа какого-нибудь здания, кроме гробниц».
Знаменитый венецианец Марко Поло в 1266 г.– о степях южной Монголии по пути от Эдзина и Харо-Хото до Каракорума: «Как выедешь отсюда, так сорок дней, знайте, едешь на север, степью, и нет там ни жилья, ни пристанищ; люди живут там только летом, по долинам, а в горах много диких зверей. В той стране большие равнины и нет там жилья, ни городов, ни замков».
Русский путешественник, один из первых исследователей Центральной Азии Н. Пржевальский в 1875 г.: «Алашаньская пустыня (южнаяПустыня Гоби часть Гоби) на многие десятки, даже сотни верст, представляет одни голые сыпучие пески, всегда готовые задушить путника своим палящим жаром, или засыпать песчаным ураганом. Иногда эти пески так обширны, что называются монголами «тенгэр», т.е. «небо». В них нигде нет капли воды, не видно ни птицы, ни зверя, и мертвое запустение наполняет невольным ужасом душу забредшего сюда человека. По дороге беспрестанно валяются кости лошадей, мулов и верблюдов. Над раскаленной почвой висит мутная, словно дымом наполненная атмосфера. Часто пробегают горячие вихри и далеко уносят столбы крутящейся пыли. Впереди и по сторонам путника играют миражи. Жара днем невыносимая. Солнце жжет с восхода до заката. Оголенная почва нагревалась до 63°, а в тени было не меньше 35°. Ночью также не было прохлады, но двигаться по этому пути можно было лишь ночью и ранним утром»2.
Ученый-востоковед Ю.Н. Рерих: «Нам приходится искать объяснение в характере самой пустыни, которая оказывает странное, почти сверхъестественное влияние на каждого, кто хоть раз странствовал по ее просторам. Моряка всегда притягивает море, а у пустыни есть караванщики, которые снова и снова возвращаются к её обширным незабываемым просторам и свободе. Равнина, обширная как море, на которой сутками пути не встретишь никакой горки»3.
Польский путешественник Мацей Кучинский: «Вероятно, Нэмэгэту – одно из мест, которое выбирают святые и пророки, чтобы искать очищения и просветления в этой пустыне. Именно просветления, озарения, потому что место непригодно для глубоких размышлений. Здесь надо совсем немного времени, чтобы мысли угасли, а память поблекла. Остается лишь то, что перед глазами: выпуклая поверхность планеты, океан воздуха, а по ночам Галактика. И только они питают сознание» (Из книги «Тропик динозавра»).
Генерал П.К. Козлов, открывший засыпанный город Харо-Хото: «Более двух недель мы провели в области гобийских песков. В общем пески тихи, монотонны, безжизненны. Целыми днями идёшь среди бесконечного песчаного моря: бархан за барханом, словно гигантские волны, встают перед глазами усталого путника, открывая короткие, желтые горизонты. Даже поднявшись на более высокую вершину ничего не видишь – все песок, песок и песок. Животной жизни также не видно и не слышно; слышится только тяжелое, учащенное дыхание верблюдов, да шорох их широких лап. Красивой гигантской змеей извивается по пескам верблюжий караван, то поднимаясь между их капризных скатов. На всем пространстве песков мы никого не встречали; дороги или тропинки также не было видно; казалось, что мы находимся совершенно отрезанными от какого бы то ни было признака существования человека. Это песчаное море несколько оживлялось в сильный ветер, когда песок, взвиваемый с верхушек гребней барханов, придавал им вид как бы маленьких дымящихся вулканов, или когда в ясное, морозное утро, испарявшийся ночной иней, образовывал тонкие клубы пара, картинно стлавшиеся по скатам барханов»4.
Суммируя все приведенные цитаты, можно свидетельствовать, что эта пустыня не самое благоприятное место для длительного проживания человека и вероятность того, что именно где-то в этих местах могла скрываться мифическая Шамбала очень низка. К тому же сами монгольские кочевники и ламы, которым знакома легенда о Шамбале, располагают ее на далеком западе, а не в монгольской пустыне Гоби.
Путешественники, географы и ученые, отступают от академического, сухого стиля изложения в описании пустыни и переходят на поэтический язык художника, пытаясь словами передать необычные впечатления и очарование этих мест. Человеку, не побывавшему лично в этих местах, трудно поверить в очарование выжженной и пустынной земли, способной соперничать по своей красоте с морскими пейзажами или зеленью тайги. Путешественники в Гоби единодушно отмечают необычную яркость звездного неба и множественность наблюдаемых невооруженным взглядом звезд на ночном небосводе, красочность и насыщенность осенних солнечных закатов в Гоби, своеобразие выветренных форм в красном песчанике и зубчатость отполированных скал, ощущение свободы и простора в степи. В совокупности все эти испытанные ощущения приводят к синдрому Гоби – желанию вернуться в эти места снова.
...Перед нами едва ли не отвесно поднимаются величественные барханы Хонгорын-Элс совершенно необычное для нас, сибиряков, зрелище. В предрассветные сумерки, когда медленно угасают звезды, мы, закутавшись в теплые вещи, начинаем подъем на песчаные барханы, чтобы встретить момент появления солнца из-за гор. Остывший за ночь песок – холодный, на нем не посидишь долго, и мы молча стоим в ожидании восхода. Начинается утренний ветер, и песок начинает все быстрей струиться вокруг ботинок. Синий купол небосвода чист, нет ни единого облака, не слышно никаких звуков, кроме завывания ветра в ушах. На восходе возникает редкое ощущение единства с миром – звенящая тишина уходящих до горизонта песчаных холмов, стремительно розовеющее небо и неуловимый момент кратковременного появления яркого золотистого цвета песков. Мы совершенно одни в этом обособленном царстве, где фантастические картины совершенных линий, выполнены одним из главных художников природы – ветром. Материалом для этого послужили миллионы тонн песка и на их создание потребовались десятки миллионов лет.
О чудесах этих песков с древних времен рассказывается в легендах. Местные араты не раз слышали в ветреные дни чарующие мелодии, отчетливые удары барабанов, призывные голоса. В определенные дни песок необычайно скрипел, издавая звук ворчащей собаки, или начинал чисто звенеть, напоминая переливы флейты или звучания высоких нот органа. Говорят, что это происходит от перемещения песков. Ветер здесь постоянно дует с запада на восток и при сильном ветре отчетливо виде песчаный шлейф от вершины бархана в восточном направлении. Чем восточнее, тем ниже высота барханов. Самые высокие барханы находятся с западной стороны песков. Их несложно пересечь пешком. С вершины высоких барханов видно окончание песков с южной и северной стороны, а вот на восток они протянулись узкой полосой до самого горизонта.
Следом за фантастическими сообщениями теософов в конце XIX в. о, якобы имевшем место, спасении части атлантов в Гоби и образовании там колонии мудрецов, в начале ХХ века появились свидетельства от очевидцев – первых путешественников по глубинным районам Азии. В дневниках очень многих из них есть рассказы о необычных землях, скрытых где-то в глубине песков, о которых им поведали местные кочевники.
Монголия – земля древних легенд и сказаний – Агарти, Белый остров, Шамбала, таинственная обитель восточных мудрецов, все эти Гобипонятия в представлении европейских путешественников сошлись вместе именно здесь в Гоби, и в дневниках Н. Рериха многократно повторяется о Монголии: «Много пророчеств везде закопано. Ищи в песчаных холмах вход в тайные подземелья». Где-то в Гоби, не явленные миру, сохраняются засыпанный песками «Золотой Храм» ясновидящего Эдгара Кейси, «капсула времени» Елены Блаватской, мудрое наследие гобийской цивилизации германских ученых Эскарда и Карла Хаусхофера, «запрещенные, пограничные территории Шамбалы» Н. Рериха – настоящий рай для романтиков, отшельников и искателей сокровищ. Правда, объективности ради, надо заметить, что на самом деле, местные кочевники всю жизнь прожившие на окраинах пустыни Гоби понятия не имеют обо всех этих таинственных землях, которые так желают найти европейские путешественники на их земле.

Источник. baikal.irkutsk.ru