ЦУМЦУМ (Центральный универсальный магазин) — магазин в центре Москвы, (кстати очень дорогой) расположенный на углу Петровки и Театральной площади по адресу: ул. Петровка, дом 2. Появился здесь в 1885 году как торговый дом «Мюр и Мерилиз», семиэтажное здание в готическом стиле было построено в 1908 году. После революции был национализирован, современное название носит с 1933 года. В 2002 году перешёл в собственность группы компаний Mercury. С общей площадью в 70,000 м2, является одним из крупнейших универмагов Европы. История ЦУМа начинается в 1857 году, когда шотландцы Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз зарегистрировали товарный знак «Мюръ и Мерилизъ». В 1880 году коммерсанты переехали в Москву, где в 1885 году открыли магазин дамских шляп и галантереи «Мюр и Мерилиз» поблизости от центра московской торговли того времени — Кузнецкого Моста.



«Подобного громадного магазина, — отмечали газеты в 1888 году, — по внутреннему помещению, равно и по обилию и разнообразию продающихся в нём товаров, определенно нигде нет в России». Успех предприятия подтверждался скоростью, с которой открывались новые отделы: к 1889 году в магазине на Театральной площади их было уже 25.
Товары были хорошего качества и сравнительно дешевы, акцент делался на одежде и тканях. Отличительными особенностями для того времени являлось то, что цена обозначалась на самом товаре (что не позволяло покупателям торговаться, а продавцам самостоятельно завышать цены), была введена практика обмена или возврата товара, каждое лето устраивались распродажи.
Два пожара — в 1892 и в 1900 году — повлекли за собой строительство нового здания. В 1908 году открылся семиэтажный магазин, построенный в стиле неоготики по проекту архитектора Романа Клейна. Универмаг, в котором продавали женскую и мужскую одежду, ювелирные украшения, парфюмерию, товары для детей, пользовался репутацией у современников. «В глазах москвичей, — писал один из них, — „Мюръ и Мерилизъ“ является выставкой всего того, чем торгует столица применительно ко вкусам как богатых великосветских кругов, так и средних слоёв населения».
В 1917 году «Мюр и Мерилиз» был национализирован. 10 марта 1922 года под эгидой Мосторга на его месте был открыт универмаг. На работу под лозунгом «Учиться торговать!» было принято 200 комсомольцев. В 1933 году универмаг получил свое нынешнее название — ЦУМ (Центральный универсальный магазин). В годы войны в здании универмага располагались казармы.
В 1953 году ЦУМ был переориентирован на торговлю товарами высокого качества по повышенным ценам. Была введена система самообслуживания, практика открытой выкладки товаров, оплаты через кассу, установленную на прилавке. В 1974 году была проведена реконструкция, в ходе которой был построен новый корпус.
В 2002 году развитием торгового дома занялась компания Mercury. В 2007—2008 годах рядом с основным было построено новое здание, что увеличило площадь ЦУМа в два раза и ухудшило транспортную обстановку на узких близлежащих улицах. В 2011 году начал работать интернет-магазин ЦУМа. Летом 2015 года в ЦУМе открылся магазин фирмы Apple, который стал первой точкой продаж Apple Watch в России. Крытая галерея была замурована и превращена в витрины. Здание утратило свой исторический образ.

Торговый дом ЦУМ позиционирует себя как магазин, торгующий товарами класса «люкс». На площади 60 тысяч м² расположены магазины более чем 1500 или 2000 брендов, среди которых Givenchy, Dolce&Gabbana, Valentino, Celine, Ralph Lauren, Alexander McQueen, Lanvin, Chloe, Balenciaga, Bottega Veneta, Roberto Cavalli, Emilio Pucci, Michael Kors, Jimmy Choo, Marni, Brioni, Loro Piana, Chopard, Rolex, Graff, Garrard, Patek Philippe. В 2016 году здесь появилась продукция брендов Yves Saint Laurent, Fendi, Louis Vuitton, Berluti, Dr. Vranjes, Kiton, Tom Ford, Bulgari.

1 этаж — косметика и парфюмерия, сумки, аксессуары, ювелирные украшения, часы
2 этаж — мужская одежда и обувь
3 этаж — женская одежда и обувь, отдел NGxTSUM, где продаются вещи, отобранные креативным директором ЦУМа Наташей Гольденберг
4 этаж — товары для детей, молодежная одежда и джинсы, отдел нижнего белья и купальников
5 этаж — товары для дома и путешествий

Также в магазине есть три кафе, продуктовый магазин, химчистка, ремонт обуви и подземный паркинг. Покупателям предлагаются такие услуги, как персональный шопинг со стилистом, индивидуальный пошив костюмов, косметические процедуры в «кабинах красоты» на первом этаже универмага.

Информация

  • Тип: Торгово-розничный комплекс
  • Год основания: 1908
  • Прежние названия: Мюр и Мерилиз