ДуомоМиланский кафедральный собор является наиболее примечательным памятником архитектуры в Милане и самым настоящим центром города – именно от Соборной площади (Piazza del Duomo) во все стороны света радиально расходятся улицы и районы Милана.
афедральный собор построен на месте двух древних культовых сооружений. И в прежние времена территория нынешней Соборной площади являлась религиозным центром города – на ней располагались два собора – летняя базилика (Basilica di Santa Tecla) и зимняя базилика (Basilica vetus; Cattedrale di Santa Maria Maggiore). Древняя Basilica vetus неоднократно разрушалась – и во время нашествий варваров, и от пожаров. В 1162 г. церковь была разрушена императором священной римской империи Фридрихом I Барбароссой; погибла и высочайшая колокольня собора. Здание было частично восстановлено в 1167 г., однако в конце 14 века по инициативе архиепископа Милана Антонио де Салуцци (Antonio de Saluzzi) было принято решение о строительстве на месте зимней базилики нового, большого, кафедрального собора. Вторая церковь, находившаяся на нынешней Соборной площади - летняя базилика Basilica di Santa Tecla, была принесена в жертву строительству несколько позже – частично в 1461 – 1462 годах, а полностью разрушена лишь в 1548 году.



В 1386 – 1387 годах был создан и утвержден проект собора, проведены изыскательские работы в районе будущего фундамента, полностью разрушены старые здания, а также принято решение об использовании старой базилики в качестве источника камней для фундамента. Был выбран материал строительства – бело-розовый мрамор из карьера Кандолья (marmo di Candoglia), близ городка Мергоццо (Mergozzo) в Пьемонте. Тогда же был определен и архитектурный стиль – позднеготический в рейнско-богемских традициях. Как свидетельствуют архивы, первым главным инженером здания был Симоне да Орсениго, который вместе с другими ломбардскими мастерами (всего около 300 человек) приступил к строительству наружных стен в 1388 г.
Владыка Милана Джан Галеаццо Висконти, пришедший к власти в Милане незадолго до начала строительства, обратил внимание на народный энтузиазм, сопровождавший проект. Строительство собора приняло государственное значение – с 1387 года контроль над процессом полностью перешел к Висконти. Строительство грандиозного сооружения должно было символизировать стратегические цели его государства - стать центром национальной итальянской монархии. Джан Галеаццо Висконти стремился максимально ускорить строительство – каждый камень, предназначенный для строительства собора, был маркирован AUF («ad usum Fabricae», «для целей Строительства»), а карьеры, поставлявшие материалы, были полностью освобождены от налогов.
В 1389 г главным инженером собора был назначен французский мастер Николя де Бонавентур. В течение следующих десяти лет строительство велось под его руководством, в оформлении собора все ярче проступали черты французской готики.
Первоначально фундамент был подготовлен для трехнефного здания с боковыми квадратными часовнями. Однако в 1391 г. было принято решение обойтись без часовен, одновременно увеличив число нефов до пяти. В сентябре того же года известный математик из Пьяченцы Габриеле Сторналоко был приглашен для определения максимально допустимой высоты нефов. В мае 1392 была выбрана форма нефов, прогрессивно уменьшающихся с максимальной высоты 45 метров.
Вскоре на помощь строителям, не справлявшимся с технически сложной задачейМиланский кафедральный собор подъема огромных камней на значительную высоту, был призван французский инженер Жан Миньо. По его оценке, все, что делалось до его приезда, было сделано без необходимых научных расчетов и здание может рухнуть в любую минуту. В 1393 – 1407 годах в роли главного инженера собора побывали люди самых разных национальностей – и итальянцы, и французы, и немцы, и голландцы. Совместными усилиями к началу 15 века практически половина собора была построена.
В 1407 – 1448 гг. главным инженером строительства стал Филиппино дель Органи. В этот период активное строительство здания по финансовым и политическим причинам приостановилось. За это время были закончены окна в апсидах, а в 1418 г. папой Мартином V был освящен большой алтарь. К 1452 году неф был готов до шестой травеи (пролета).
В 1500 - 1510 гг. был закончен восьмиугольный купол, интерьер которого был украшен статуями в четыре ряда по 15 в каждом. Статуи изображали святых, пророков, предсказателей и других библейских персонажей. Наружное художественное оформление купола было представлено только ренессансным шпилем Джульетто дель Амадео (Guglietto dellAmadeo), построенным в 1510 г.
Во время последующего испанского доминирования, новая церковь была признана годной к использованию, несмотря на то, что интерьер оставался в значительной степени незаконченным, и некоторые пролеты нефа, и трансепты все еще отсутствовали. В 1552 г. Джакомо Антеньяти создал большой орган для северной стороны хора, а Джузеппе Меда построил четыре из шестнадцати пилястр, которые должны были украсить алтарную часть (остальные были закончены при Федерико Борромео). В 1562 году в соборе установлена знаменитая статуя святого Варфоломея и подсвечник Тривульция 12-го века.
После вступления в сан архиепископа Милана честолюбивого Карло Борромео из собора были в неизвестном направлении удалены все гробы и надгробные памятники. Однако основным вмешательством архиепископа в ход строительства было назначение на пост главного инженера Пеллегрино Пеллегрини. Перед новым архитектором была поставлена задача подчинить уже сформированный готический облик собора родным итальянским ренессансным формам, в противоположность чуждой готике. Учитывая, что фасад собора практически не был построен, это еще было возможно. Разработанный Пеллегрини проект предусматривал строительство романского фасада с колоннами и обелисками.
Несмотря на то, что проект романского фасада так и не был начат, внутренние работы продолжались. В 1575 – 1585 годах был построен баптистерий, пресвитерий и новые алтари. В 1577 году собор был освящен архиепископом Карло Борромео полностью, как единое сооружение. Деревянные хоры для главного алтаря были построены Франческо Брамбильей к 1614 г.
В начале 17 столетия при архиепископе Федерико Борромео вновь возобновились работы над фасадом. К 1638 году были построены пять дверей и два средних окна. В 1649 г., однако, новый главный архитектор Карло Буцци предложил вернуться к оригинальному готическому стилю, перестроив уже законченные детали в пределах больших готических пилястров и двух гигантских колоколен. В 1682 фасад старой церкви святой Марии Маджоре был уничтожен, и покрытие крыши собора закончено.
В 1762 г. одна из главных достопримечательностей собора, «Madonnina», была установлена на верхнем шпиле собора на высоте в 108 м. Шпиль был разработан Франческо Кроче, 4-метровая цветная статуя мадонны создана Джузеппе Перего.
20 мая 1805, Наполеон Бонапарт, собираясь быть коронованным на титул короля Италии в миланском соборе, приказал закончить фасад. В течение следующих семи лет фасад был завершен. Новый главный архитектор, Франческо Соаве, в значительной степени следовал проектом Буцци, добавив некоторые неоготические детали к верхним окнам. В знак благодарности, статуя Наполеона была помещена наверху одного из шпилей.
В последующие годы было построено большинство недостающих арок и шпилей. Однако последние детали собора были закончены только в 20-ом столетии: 6 января 1965 были открыты последние ворота. Эту дату считают завершением процесса строительства. С 2003 до начала 2009 главный фасад Кафедрального собора находился на реконструкции.

Миланский собор часто называют одной из величайших церквей мира. В плане собор пятинефный. Высота нефа составляет 45 метров, это самый высокий неф законченного готического храма (самый высокий готический неф - 48 метров – в незаконченном соборе города Бове во французской Пикардии). Высота фасада собора – 56 метров, длина – 68 метров. Длина собора – более 160 метров, сооружение занимает площадь более чем в 1 гектар.
Пять широких нефов собора разделены 40 колоннами, высота колонн нефа составляет 24 метра, а размер окон апсида – 20,7 на 8,5 метров. Несущие стены здания кирпичные, фасад облицован мрамором. Внутри собора – более 1 100 статуй, наружное убранство собора украшает 2 300 статуй.

ДуомоДуомо: Миланский собор - внутрГотика


Среди важнейших достопримечательностей в интерьере собора следует отметить:

  • Саркофаг Архиепископа Альберто да Интимьяно с Распятием из тончайших медных пластинок.
  • Саркофаги архиепископов Оттоне Висконти и Джованни Висконти, созданные в 14 веке.
  • Саркофаг Марко Карельи, который пожертвовал 35 000 дукатов для ускорения строительства собора.
  • Три великолепных алтаря работы Пеллегрино Пеллегрини, включающие полотно «Посещение святой Агаты святым Петром» знаменитого Федерико Суккари.
  • В правом трансепте, статуя Джан Джакомо Медичи ди Мариньяно, («Medeghino») работы Леоне Леони.
  • В правом трансепте ренессансный мраморный алтарь, украшенный позолоченными бронзовыми статуями.
  • Перед бывшим мавзолеем самое известное произведение искусства в интерьере собора - статуя святого Варфоломея работы Марко ДАграте. Со святого содрана кожа, и он держит ее в руке.
  • Пресвитерий - шедевр эпохи позднего Возрождения, включающий хор, «Храм Пеллегрини», две кафедры с гигантскими атлантами, покрытыми медью и бронзой, два больших органа.
  • Неподалеку от хора - статуя Мартина V работы Якопино да Традате (15 век).
  • В трансепте – пятиметровый подсвечник Тривульцио, состоящий из двух частей: основания (приписывается Николя Вердюну, 12 век) с фантастическим ансамблем виноградных лоз, овощей и воображаемых животных; и стебля середины 16 столетия.
  • В левом проходе романские скульптуры апостолов из красного мрамора и неоклассический баптистерий Пеллегрини.
  • Маленькая лампа красного света в куполе выше апсиды показывает место, куда была помещена реликвия собора – по преданию, это один из гвоздей от Распятия Христа.


По материалам. cult-turist.ru