Кунсткамера в Санкт-ПетербургеКунсткамера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Великим и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Башню Кунсткамеры венчает Армиллярная сфера.
Кунсткамера (нем. Kunstkammer — комната искусства) — в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI—XVII вв. кабинеты редкостей были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королём Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера, упоминаемая в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».



Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Во время своего второго посещения Голландии в 1715—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать своё собрание русскому царю, о чём он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».
Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).
Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.
5 декабря 1747 года во время нахождения библиотеки в здании кунсткамеры произошел пожар, уничтоживший Готторпский глобус и башню здания.
В 1777—1779 годах интерьеры были украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. С 1719 по 1724 гг., начиная с уже исполненных фундаментов, строительство ведёт Гербель. Архитектор внёс ряд изменений в проект Маттарнови: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получают гладкие стены и завершаются крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни, максимально выделяя её; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом. Прообразом трёхъярусной башни с куполом и астрономической сферой могла быть башня Munzthurm (Монетный двор) Шлютера. В одной из докладных записок Гербель сообщает, что кирпич в строении кладется на железный вид от воды, а выше с лица красный, а в середине и в простенках много белого.
К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.
После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Киавери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции. С 1729 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания.
Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Оба фасада — и невский южный, и северный, выходивший на правительственную площадь, были парадными. Как и для императорских дворцов, кирпич выписывался из-за границы.

Информация

  • Страна: Россия
  • Город: Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 3
  • Архитектурный стиль: петровское барокко
  • Архитектор: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Михаил Земцов, Савва Чевакинский, Роберт Марфельд
  • Первое упоминание: 1714
  • Строительство: 1718—1734 годы