Собор Святого ВитаСобор Святого Вита, Вацлава и Войтеха — готический католический собор в Пражском Граде, местопребывание архиепископа Пражского. Собор причисляется к жемчужинам европейской готики, является художественной и национально-исторической святыней Чехии. В соборе погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии. Нынешнее здание собора строилось в несколько этапов: 1344—1419, 1490—1510, 1556—1593 и 1873—1929 (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия. Первый храм-ротонду на этом месте, как считается, построил ещё святой Вацлав в 925 году; церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I. В XI веке на месте романской ротонды была возведена трёхнефная базилика, которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Начало её строительства относится к правлению князя Спытигнева II (1060).



Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Арношт из Пардубиц и король Чехии Карл Люксембургский. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей. Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле французской готики (переходная базилика, аркбутаны, короткий трансепт). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлерж, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (нем. Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса — ризница на северной стороне, капелла на южной. Но когда он закончил всё, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод. Он представлял собой двойные диагональные балки. Вместе они создавали неповторимый орнамент.
В то время как Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта, Парлерж был скульптором, и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов (на которых были изображены представители королевской династии, епископы и архитекторы, строившие собор — Маттиас и Парлерж).
Работая над собором, Парлерж так же работал над Карловым Мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1399 году, были закончены лишь хор и часть трансепта собора. Работу Парлержа закончили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.
Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.
На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине XV века король Владислав Ягеллон (чеш. Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту, но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.
Последовавшие попытки достроить собор привнесли в общий ансамбль элементы барокко.
Разговоры о достройке собора начались с самого начала XIX века в связи с усилением романтических настроений в Чехии. В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства великого собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с 1861 по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле. Конечно, он не мог повторить индивидуальный стиль Петра Парлержа. Однако в целом работа архитектора считается очень ценной, потому что ему удалось добиться единства сложной композиции. Действительное значение этих преобразований проявляется в панорамных видах на Прагу, где собор стал выразительным акцентом в облике города.
После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гильберт.
В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части нефа. Окно-розу украшал Франтишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.
Наконец, в 1929 году, после 600 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.

Длина главного нефа собора 124 метра, высота Большой южной башни 96,5 метра. На западной стороне возвышаются две 82-метровые неоготические каменные башни с 10-метровым круглым окном в виде розетты между ними. Три портала кафедрального собора богато украшены скульптурами, каменными и бронзовыми рельефами.
Доминантом в западном фасаде считаются две высокие стройные башни высотой 82 м, между которыми находиться богато украшенный щит главного нефа с 15-метровым высоким стрельчатым окном с круглой розеттой, спроектированной Камилом Хилбертом. Отдельно розетта имеет диаметр 10,4 м. Откос и ажурное декорирование вокруг окна, как и все окно, выполнены из песчаника. Витраж на тему «Сотворение мира» изготовлен в 1926-1928 годах по проекту Франтишка Кисели. На верхних краях розетты стоят в табернатах статуи Святого Кирилла Александрийского (слева) и Святого Бенедикта (справа).
Все статуи из горного песчаника были сделаны в 1903 году в соответствии с моделями скульпторов Франтишка Хергесела, Йосефа Калводы и Ченька Восмика — на северо-западной башне и Яна Кастнера, Эмила Халмана и Штепана Залесака — на юго-западной башне. Через год на северо- западной башне появилась статуя Ангела-Благовестителя, а на юго-западной башне — статуя Ангела-музыканта, обе статуи горного песчаника авторства скульптора Штепана Залесака. На южной стороне выходит во двор Святовацлавская церковь и южный вход с Золотыми воротами (названными в честь золотого фона мозаики «Последнего суда»). К южной части фасада прилегает башня, которая выполнена готической в нижней части. На высоте 55 м, где башня должна переходить в восьмиугольный план, следует галерея-ренессанс и крыша в форме луковицы в стиле барокко. В нижней части башни находится каменная мемориальная доска 1394 года, которая описывает средневековые здания.

История

Базилика: По мнению князя Спытигнева II, изначальный собор имел небольшие размеры, поэтому было принято решение о строительстве романской базилики им. Св. Вита, св. Войтеха и Девы Марии. В 1060 году началось строительство трехнефной базилики с двумя башнями. После смерти Спытигнева II, строительство продолжил его брат Вратислав II, ставший первым чешским королём. Базилика была построена в форме креста, длиной 17 метров. Толстые стены и столбы разделяли пространство на три нефа. Трёхнефная базилика с двумя сводами и законченным пространством перед главным престолом, поперечным нефом в западной части и двумя башнями имела существенно большие размеры, чем предыдущий собор. В длину она была 70 м и в ширину 35 м.

Капелла Святого Вацлава: Капелла Св. Вацлава построена над изначальной могилой Св. Вацлава, в виде отдельного святилища, встроенного в храм, чем напоминает шкаф для реликвий. Собственно ротонда Св. Вита была постоена Вацлавом около 929 года. После смерти тело Вацлава перенесли в ротонду примерно в 938 году, и его останки были уложены в южной апсиде, которую построили именно для этих целей. С капеллы над местом упокоения Вацлава создали наиболее важное место собора и включили его в коронационную процедуру. Святовацлавская корона должна была находиться на голове Св. Вацлава, и для хранения драгоценностей здесь построили отдельную комнату. В 1541 году во время пожара была уничтожена значительная часть гроба.

Мозаика «Последний суд»: На мозаике «Последний суд» 1370-1372 годов изображен крестьянский суд над людьми в Судный день. Реставрация работы была произведена в 1961 и в 2000 годах. Произведение разделено на 3 части. В середине изображен Иисус как судья, окруженный ангелами. Под ними изображены шесть чешских патронов, и четвёртая жена Карла IV — Елизавета Померанская. В верхушках обоих боковых частей находится продолжение композиции — фигуры Девы Марии и Св. Иоанн Крестителя, которые высказываются за людей. В нижней части мертвые встают из гробов. В правой части группа грешников, которые влекут за собой вниз дьяволы синего цвета и эту группу с другой стороны удерживает меч Архангела Михаила.

Интерьер: За входом открывается впечатляющая панорама готического кафедрального собора: неоготический архитектурный стиль в области центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами высотой 33,5 метра почти незаметно переходит в области хора в средневековую часть, пронизанную тёплым светом витражных стрельчатых окон. Вокруг хора и за алтарем имеется овальный проход с венцом капелл. Трёхнефное пространство храма с 28 величественными колоннами условно разделяет по вертикали на две сферы, земную и небесную, трифориум (галерея-балкон), проходящий по всему периметру. На нём размещены бюсты основателей и первых строителей собора: чешских королей и королев, пражских архиепископов и архитекторов.
Монолитная кладка сделана из разных чешских песчаников, а в готической части использован песчаный мергель. В новоготическом периоде песчаный мергель использован в оформлении главный алтаря и части других алтарей. Вход в собор происходит со стороны северо-западной башни. Первая видимая часовня — это Капелла Св. Анежки, затем видна капелла Шваценбергов, где в 1929 г. на северную стену были повешены четыре надгробных камня в стиле ренессанс.
На колоннах хора установлен 21 бюст монархов, епископов, королей и строителей из мастерской Петра Палержа. Позади главного алтаря находятся гробницы первых епископов и статуи кардинала Шваценберга и Мысльбека. В южной галерее с 1736 года находится монументальная серебряная гробница Св. Яна Непомуцкого, сделанная по наброскам Йозефа Эммануэля Фишера. По бокам высокого хора находятся две большие резьбы в стиле барокко, изображающие опустошение храма в 1619 году и побег Фридриха V в 1620 году. В центре нефа находится мавзолей (гробница) Максимилиана II, Фердинанда I и его жены Анны Ягеллонской, законченная в 1589 году. Мавзолей внешне защищен декоративной решеткой в стиле ренессанс, на которой с боковых сторон изображены чешские короли и королевы, которые захоронены в склепе под ним. Также в соборе находятся надгробия в стиле барокко, деревянное распятие Франтишка Билки и витражи ведущих художников XX века.

Информация

  • Страна: Чехия
  • Город: Прага
  • Конфессия: Католицизм
  • Епархия: Архиепархия Праги
  • Тип здания: собор
  • Дата основания: 925
  • Строительство: 1344—1929 годы